Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Курсовая работа
на тему:
«ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ»
Работу выполнила:
Студентка 3 курса заочного отделения
Научный руководитель:
Профессор, доктор психологических наук,
кафедра теоретической и прикладной психологии
ПЕРМЬ
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение
Библиографический список использованных источников
Приложения
Введение
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша ‑ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.
Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и. реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды.
Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. ............