Часть полного текста документа:Онтологическое понимание современного воспитания. Борытко Николай Михайлович, д-р пед. наук, проф., зав. научно-исследовательским центром современных проблем воспитания, зам. зав. кафедрой педагогики по НИР Волгоградского государственного педагогического университета. Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция "иметь" и позиция "быть". Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: "Я есть то, чем я обладаю". Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: "Я есть то, что со мной происходит". При первой человек центрируется на средствах существования, при второй - на содержании жизни. Традиционно воспитание рассматривается с позиций обладания: общества - личностью, личности - социальными и культурными ценностями, человека - человеком и т.д. Бытийный (или онтологический) подход к воспитанию переводит восприятие человека в сферу активности, деятельности, субъектности. Воспитание при таком подходе предполагает саму жизнь, а не "подготовку к жизни", когда всякое взаимодействие педагога с воспитанником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из участников взаимодействия. Анализ различных подходов к пониманию воспитания с точки зрения бытийной природы человека позволяет понять три аспекта воспитания: социально-нормативный (формирование личности через идентификацию с социокультурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие его норм), индивидуально-смысловой (развитие индивидуальности как выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация... и прочие "само", которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и ценностно-деятельностный (становление субъектности во взаимодействии со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения). Такое воспитание как социальная функция воспроизводства человеческого качества невозможно вне культурного контекста. Восхождение к личности: бытие как предстояние. С этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке - это воспроизводство в нем социальной культуры, его "окультуривание". Личность - это способ общественного бытия человека. Родившись, человек предстает перед опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях. Интериоризация этих ценностей, идентификация с социокультурным окружением (т. е. личностное становление) - первое, что ожидает от человека его окружение. Социально-нормативный аспект раскрывает социальное значение воспитания как инструмента продолжения общества в отдельной личности через принятие ею общественного мнения, норм, традиций, ритуалов. Все эти "средовые влияния" могут стать эффективными средствами воспитания, ведь культура "программирует" не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и событий, предопределяет их оценку и выбор поведения. Воспитание как социальное явление - это инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром. ............ |