УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
специальность 1-24 80 01 «Юриспруденция»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и значение исполнительного производства
1.1 Исторические аспекты развития исполнительного производства
1.2 Исполнение судебных актов и иных несудебных органов
Глава 2. Организационно-правовые аспекты исполнительного производства
2.1 Правовое регулирование исполнительного производства
2.2 Исполнительные документы
2.3 Сроки в исполнительном производстве
2.4 Стадии исполнительного производства
Глава 3. Правовое положение участников исполнительного производства
3.1 Судебный пристав-исполнитель
3.2 Судебный исполнитель
3.3 Стороны в исполнительном производстве
3.4 Иные участники исполнительного производства
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации и в Республике Беларусь создана большая правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных отношений. Вместе с тем, по мере роста числа законов и иных правовых актов, все более и более на первый план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуются в действиях участников гражданского оборота и публично-правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Неразработанность и несовершенство процедур принудительного исполнения правовых норм, в том числе подтвержденных в актах органов судебной власти и иных юрисдикционных органов, крайне дорого обходится обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране. Отсутствие возможностей принудительного исполнения приводит к ситуации, когда в отношениях гражданского оборота выгоднее быть должником, нежели кредитором, снижается уровень конкуренции и возможности выбора партнеров в экономическом обороте. В конечном счете, все это снижает эффективность экономики и побуждает в ряде случаев к использованию неправовых способов взыскания и понуждения к исполнению обязательств, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.
Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации и Республики Беларусь призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, Службы судебных исполнителей хозяйственных судов и судебных исполнителей общих судов Республики Беларусь в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения судебной реформы, совершенствование законодательства, прежде всего гражданского, на инвестиционную привлекательность экономики. ............