Часть полного текста документа:Объективное содержание категорий "состояние" и "связь состояний". Сорокин Б. Из книги "Философия филологии" 1. Диалектико-материалистическая концепция состояния. Любой объект как конкретная форма бытия движущейся материи представляет собой единство моментов устойчивости и изменчивости. Сохраняясь во времени (момент устойчивости), объект однако теряет тождество с самим собой в некотором отношении (момент изменчивости). Активное сопротивление внешнему или внутреннему воз действию обеспечивается внутренними процессами объекта как целого, но в известных пределах, пока не исчерпан запас устойчивости. Механизм устойчивости (при изменении факторов воздействия) претерпевает внутреннюю перестройку, позволяющую ослабить эффект воздействия и продолжить свое существование. Благодаря наличию у объекта момента устойчивости можно зафиксировать и определить изменение. В возможности относительного покоя, устойчивости тел, временных состояний равновесия Ф.Энгeльс видел существенное условие дифференциации материи и появления жизни (13. т. 20, с. 62). Момент устойчивости позволяет обнаружить определенные тенденции в движении объекта. Отрицание этого момента ведет в теории познания к релятивизму, то есть к невозможности утверждать что-либо достоверное об объекте, который растворяется в представлении о процессе. Однако устойчивость существует лишь как аспект всеобщего изменения, движения, которые в этом отношении абсолютны. Рассмотрение устойчивости вне движения приводит к концепции неподвижного, застывшего мира, а в конечном итоге - к теологии, как только устойчивости отводят роль основы в объяснении и предвидении. Через объект как субстрат изменения и взаимное уравновешивание процессов движение непосредственно связано с устойчивостью. Но связь изменения и сохранения имеет и другой аспект: они являются диалектически едиными, ибо всякий процесс обладает устойчивостью в силу пребывания во времени. Различие устойчивости и изменчивости относительно и в общем случае, так как всякое движение как пребывание есть устойчивость и, наоборот, всякая устойчивость есть форма пребывания движения. Объекту свойственно не только сохранение наличного способа бытия, но и изменения внутри этого способа; более того, само бытие объекта было бы невозможным, если бы его внутренним содержанием не выступало изменение. Нет тождественных себе во всех отношениях, застывших объектов, есть только процессы; эту мысль отмечал Ф. Энгельс в "Людвиге Фейербахе..."; "...мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой пред меты, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мыслимые их снимки, понятия находятся в беспрерывном изменении" (13. т. 21,с. 302). Следовательно, под устойчивостью необходимо понимать факт простого или сложного воспроизведения некоторых элементов и звеньев структуры объекта, типа его взаимодействия с другими объектами, а также факт воспроизведения равновесия его внутренних процессов, определенного типа законов его изменения и развития. Под изменчивостью материалистическая диалектика понимает свойство объекта терять тождество с самим собой в каком-либо из отношений (относительно некоторых элементов и связей между ними), качественное превращение объекта и другое. ............ |