Меньшиков В. М.
Понять тенденции развития российского образования мы можем только в контексте развития педагогического сознания и образования Западной Европы, с которыми российская психолого-педагогическая наука и образование связаны не внешним образом, а по существу; точнее, российское педагогическое сознание, равно как и ее школа, фактически стоит на тех же позициях, на тех же идеологических и методологических основах, что и западноевропейская наука и школа.
Анализируя европейское и российское воспитание под углом выявления тенденций их развития, нельзя не видеть, что эти тенденции соответствуют развитию общества и мировоззрения своего времени, они соответствует той идее, которую реализовало общество в данную историческую эпоху. В то же время тенденции определялись и внутренней логикой развития самого воспитания, т.е. в развитии воспитания Европы и России мы видим два сопряженных потока: развитие, определяемое внутренними законами воспитания, и развитие, диктуемое внешними законами, идущими со стороны общества. При этом эти процессы не всегда носили линейно-однозначный поступательный характер, а страны не всегда использовали в развитии воспитания те возможности, которые им давались историческими обстоятельствами. Это относится и к России, и к Западной Европе.
В период становления западноевропейских государств, после падения Римской империи, традиционная римская система образования была перестроена на основе христианских ценностей.
В раннее Средневековье начинает складываться особая средневековая система воспитания, представленная соответственно народным, рыцарским воспитанием или образованием. Эпоха Каролингского возрождения, явив миру такого средневекового педагогического гения, каковым был Алкуин, сформировала новую «структуру» образования с разными видами школ: церковными, учеными, высшими, соответствующими духовным и социальным запросам этой эпохи.
В среднее Средневековье складывается новая организация образования. Помимо уже ставших традиционными открываются новые учебные заведения, дополняющие существующую церковную систему образования: школы грамоты, цеховые и гильдейские школы, городские ученые школы и университеты. Идеальное выражение образования этого времени – система схоластического образования. При этом педагогическое сознание обосновало новые идеи эпохи в области образования, в том числе и выработав модель схоластического обучения. Наиболее ярко эта педагогика предстала в трактате Эгидия Римского.
Коренные изменения всех сторон социальной жизни и всех видов воспитания в Западной Европе произошли в период позднего Средневековья – в эпоху Возрождения. Пожалуй, лучше всего эти изменения можно выразить понятием «принцип светскости», означавшим приоритет мирского начала над церковным во всех сферах жизни общества, в том числе и в семье и семейном воспитании. По сути, эпоха Возрождения положила начало новому мировоззрению, философии, идеологии Западной Европы Нового времени, в том числе и ее индивидуализму, как принципу бытия человека в обществе.
Новые требования социальной жизни в этот период в области педагогического сознания были выражены гуманистической педагогикой, представленной многими именами от П.П. ............