Часть полного текста документа:О самоопределении личности в современном обществе. Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни. [ Н. А. Бердяев] В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального. Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность- размерность "смыслового будущего" [М.М. Бахтин]. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального "Я", в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" [Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65]. С.Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: "всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)" [см. Рубинштейн "Проблемы общей психологии", М.,1973]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа "внутренних условий". Подчеркивается роль "внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, сама "специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия". Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом в этой детерминации. К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой- Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [Абульханова-Славская "Деятельность и психология личности", М.,1989]. В зарубежной психологии в качестве аналога понятия "личностное самоопределение" выступает категория "психосоциальная идентичность", разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном [Э.Эриксон "Идентичность: юность и кризис". ............ |