Часть полного текста документа:О некоторых письменных источниках по исторической географии Среднего Поволжья XI-XIII вв. Марсель Ахметзянов, Казань Автохтонных письменных источников по истории Среднего Поволжья XI-XIII вв. мало. Единственными источниками подобного рода являются некоторые мусульманские эпитафийные надписи XIII-XIV вв. Они давно привлекают внимание историков-исследователей как исторические источники по средневековому периоду истории края. Историки Татарстана пишут о развитых экономических сношениях Волжской Булгарии в X-XIII вв. с определенными странами Европы и Азии. Однако, они опираются при этом прежде всего на археологические материалы и письменные источники арабского, персидского и русского происхождения. При этом письменные источники местного характера почти не привлекаются. Само по себе археологические материалы недостаточно конкретно представляют экономические связи нашего региона с другими краями. В частности, остается открытым вопрос: как попадали привозные товары в край? Кто их возил в Среднее Поволжье - сами булгарские купцы или купцы иностранцы. Восточные и русские источники в этом отношении также страдают недостатками, что наблюдается особенно в анохронизме информации. В данном сообщении мы ограничимся лишь освещением вопроса о торгово-географических связях лишь Северным Уралом, или Югрой, как называли его в древности. История экономических связей Среднего Урала с Средним Поволжьем уходит в глубь веков. Уже в период раннего средневековья была наложена связь края со Средней Азией. Об этом свидетельствуют археологические материалы, особенно находки в виде сасанидских серебряных изделий. Караванный путь из Средней Азии шел через степи современного Казахстана, по склонам Уральских гор на север. Часть этой дороги проходила по восточным районам Татарстана. До сих пор жители Бавлинского и других районов указывают на древнюю дорогу, тянущуюся по берегу р. Ик на север и называют ее "Аргыш юлы"' т.е. "Караванной дорогой"; одна ветка этой дороги через территорию Лениногорского района шла в сторону древнего г. Биляра. По преданиям жителей с. Кзыл Яр Бавлинского района, эту дорогу по сторонам сопровождали каменные стелы с изображением всадника на коне с собакой. Последние плиты по рассказам жителей, исчезли в 1918-20 гг. "Арыш юлы" шла до района г. Мензелинска. В этом отношении интересен сам ойконим Мензеля. В арабском языке есть слово Мэнзил (в переводе на русский язык означает место привала). Очень вероятно, что дорога на север дальше шла водным путем, вверх по Каме. Из данных арабского путешественника Абу Хамида аль Гарнати (XII в.) известно, что торговлю с севером булгарские купцы держали в своих руках, туда не пускали приезжих. И даже не пускали северян под предлогом, что они привозят холода. В мусульманских эпитафийных надписях XIII-XIV вв. Среднего Поволжья встречаются загадочные тахаллусы Йувари или Йори. Исследователи языка этих эпитафийных надписей Г.В. Юсупов и Ф.С. Хакимзянов значение этого тахаллуса трактуют как "дружинник", "военный муж". Мы не разделяем данное толкование этого слова и предлагаем свою трактовку. Для обоснования своих мыслей проследим некоторые наши доводы. 1. География распространения эпитафийных надписей, содержащих тахаллус Йувари//Йори; а) "Мюн-Бюляр Балимар Ахмеда Йори сын, Йусуф Йори"-1323 г., г. ............ |