Мошкин Владимир Николаевич, Калачев Геннадий Анатольевич, Лапаева Анна Ивановна, Барнаульский государственный педагогический университет, г. Барнаул
В статье на основе изучения состояния массовой педагогической практики изложены выводы о деструктивном влиянии некоторых факторов на подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности.
К негативным факторам подготовки к напряженным ситуациям М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко относят выполнение однотипных задач, крайнее разнообразие задач. В первом случае в новой ситуации у учащихся не хватает гибкости, во втором - твердой последовательности, четкости в действиях (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А., 1985, с. 165). Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий их выполнения эффективно вырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщенные способы действий. Важно обеспечить постепенность в наращивании трудностей. Преодоление отрицательных психических состояний, подготовку к действиям в условиях риска и опасности надо вести постепенно, учитывая личные качества, опыт обучаемых (там же, с. 166). Бывает, что у обучаемого обнаруживается устойчивая боязнь воды, высоты,
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и КГНИУ АНОК в рамках совместного научно-исследовательского проекта РГНФ и КГНИУ АНОК «Воспитание культуры безопасности студентов», проект № 06-06-60602а/Т. темноты или какой-то ситуации, которую другие легко преодолевают. Здесь нужна целая система мер: одобрение успешных действий и т.д. (там же).
Признавая правомерность и значимость сформулированных выше положений, отметим, что названные условия эффективности подготовки к опасным ситуациям (разнообразие, однообразие задач, постепенность в наращивании трудностей, учет личных качеств, опыта воспитанников, применение системы мер) являются общепедагогическими условиями эффективности воспитания и не отражают специфики процесса воспитания культуры безопасности. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследования условий воспитания готовности к опасным ситуациям.
Итак, в педагогическом процессе реализуются позитивные и негативные тенденции в воспитании культуры безопасности. При различных характеристиках целей, содержания, средств воспитания, соотношения различных элементов педагогического процесса и воспитания с социализацией формируется как готовность к безопасной жизнедеятельности, так и склонность к деструктивному, виктимному поведению. Сформулируем условия формирования черт виктимного, деструктивного варианта жизнедеятельности. В ходе изучения реальной педагогической практики мы обнаружили факты включения в педагогический процесс вузов как незначительных элементов, так и крупных блоков контркультуры деструктивности (социальные явления, способствующие формированию склонности к саморазрушению) в различных сочетаниях. Однако контркультура деструктивности действует не автоматически, сама по себе. Такой эффект возникает лишь при определенных характеристиках контркультуры деструктивности, соотношении ее элементов и содержания деятельности студентов. Негативному (в направлении возрастания виктимности и деструктивности) влиянию на сознание, подсознание, деятельность и личность студентов способствуют определенные факторы, в том числе разнообразные явления, возникающие в процессе социализации.
Сведения о деструктивном поведении людей (преступников, наркоманов и т.д.), имеющих дружеские отношения или деловые связи с авторитетными для студентов людьми (певцами, музыкантами, спортсменами и т.д.).
Информация о деструктивном поведении студентов со ссылкой на то, что это поведение описано в авторитетном источнике (художественном произведении, газетном репортаже, научном исследовании, докладе ученого и т.д.), без указания на разрушительный характер влияния на человека такого поведения.
Описание деструктивного поведения, содержащее информацию о положительных чертах людей, осуществляющих такое поведение (красивая проститутка, добрый наркоман, верный своим друзьям вор и т.д.).
Сведения о широком распространении деструктивной формы поведения («Эти сигареты популярны в ста странах мира!»).
Информация о том, что деструктивное поведение человека имеет аналоги в животном мире (алкоголь любят не только люди, но и насекомые, животные; гомосексуализм присущ не только человеку, но и животным и т. ............