Часть полного текста документа:Народные предания как источник для изучения этнической истории киргизов Центрального Тянь-Шаня. С.М. Абрамзон Современная этнографическая карта Центрального Тянь-Шаня представляет собою сложную картину сочетания различных групп киргизкого населения, относивших себя раньше по происхождению к племенам преимущественно так называемого правого крыла (черик, мон'олдор, саяк, чекир саяк, тынымсейит, азык, сары багыш, бугу) и лишь частично - левого крыла (басыз, жетиген и др.)[2]. Расселение этих групп в том виде, в каком оно сложилось к настоящему времени, относится в основном ко второй половине ХIХ в. Главными факторами, определившими современную группировку киргизского населения Центрального Тянь-Шаня, были джунгарская экспансия в XVI - начале XVIII в.,которая привела к откочевке большинства киргизов в соседние районы Ферганы и Восточного Туркестана, а также последовавшее позднее их возвращение на прежнее местожительство и перемещение некоторых групп, вызванное интересами феодальных владельцев,стремившихся к захвату лучших пастбищ и к закреплению господства над местным населением. Тянь-Шань сохраняет среди старшего поколения киргизов свое древнее название Керме-Тоо, его считают родиной киргизов, воспевают как обетованный край, в котором все необыкновенно и чудесно. В одной из песен имеются такие слова: Упа эндиги жок туруп Кызы сулуу Керме-Тоо, Оту чёбю жок туруп Малы семиз Керме-Тоо. Без белил и румян Красивы девушки Тянь-Шаня, Без трав и корма Жирен скот Тянь-Шаня. Среди местностей, в которых киргизы жили до прихода на современную территорию, обычно называют Ай-Кёл (Лунное озеро) и Кой-Кёл (Овечье озеро). Они обязательно упоминались в песнях, носивших название бекбекей, которые исполнялись женщинами и девушками ночью, когда они охраняли от волков отары овец. По-видимому, книжным влиянием можно объяснить появление такого названия прежней родины киргизов, как Ээнсай (Енисей). Приводятся даже два названия: Чон Ээнсай (Большой Енисей) и Кичи Ээнсай (Малый Енисей). Согласно сообщенному А.Чоробаеву варианту исторического предания[3], четыре родных брата пришли из Ээнсая в местности Ай-Кёл, Кой-Кёл, Шарпылдак, Каракалкан, Джылдыз и Кундуз. Оттуда три брата - Рыстаркан, Долоон и Оргочор - переселились на Кёр-Кёл (старинное название озера Иссык-Куль), а четвертый - Узун Калпак Муратай переехал ниже - на берег Сырдарьи. Оргочор умер в местности, называемой его именем (на южном побережье Иссык-Куля), потомки Долоона расселились на Иссык-Куле и Тянь-Шане, а Рыстаркан ушел вместе с Чингизханом. По другой версии (их насчитывается до десяти), киргизы жили раньше на Алтае, где ими правил Кыргызкан, а позднее в Андижане (так называют Ферганскую котловину с прилегающими предгорьями и горными хребтами). Предком Кыргызкана был Угузкан. С Алтая они пришли во главе с Далган-бием и его сыном Долон-бием. Кыргызкан был в ссоре с жившими по соседству ханами маньчжуров (маньжи) и каракалмаков, причем причиной ссоры была киргизская красавица. В возникшей войне киргизы были побеждены и двинулись в направлении Тянь-Шаня. Долон и его потомки кочевали в долине реки Чу и в других местах. ............ |