Часть полного текста документа:Народная традиционная культура в системе образования Захарченко М.В. Цель сообщения - заострить внимание на тех ключевых проблемах, которые встают на пути претворения принципа народности образования, сформулированного еще на начальном этапе становления педагогической мысли в России. Понятие "народности в общественном воспитании" введено и осмыслено К.Д.Ушинским на том этапе развития отечественной педагогической культуры, который в периодизации П.Ф. Каптерева получил название "период общественной педагогии": вопросы образования тогда могли обсуждаться и обсуждались на страницах общественной периодики широко и свободно, независимо от тех или иных официальных идеологических установлений. Главное устремление общественной педагогической мысли 60-70-х гг. XIX в. было связано с разысканием важнейших компонентов деятельности воспитания, собственно и сообщающих ей направленность на "всестороннее развитие богодарованных сил человеческой природы до возможной степени их совершенства" , то есть, в первую очередь, на сохранение и приумножение Человеческого в человеке. Важнейшие педагогические идеи - идеи развивающего обучения, свободы, дисциплины, метода - все одушевлены этим устремлением, образующим сферы предметного и автономного педагогического знания. Напомним некоторые ключевые позиции разработанной К.Д.Ушинским национальной теории воспитания, основанного на народности, православии и научном знании : - народность коренится в характере народа и сказывается главным образом в чувстве любви к отечеству, которое так прочно в сердце человека, что "при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним"; - задача всякого народа - сознать свою народность, т.е. понять свой идеал человека и осуществить его на деле; идеал человека у всякого народа соответствует его характеру и развивается вместе с духовным развитием нации; - как источник всякого добра в народе и его представителях, народность есть главная причина развития народа, существенный фактор той роли, какую ему суждено играть на исторической сцене. В последующих интерпретациях педагогический смысл идеи народности был утрачен: народность декларировалась как пустая идеологическая форма, которая может быть наполнена любым содержанием, например, содержанием идеи советского патриотизма. В педагогической программе К.Д.Ушинского был заложен, однако, совсем другой смысл: она ориентировала на серьезное и систематическое постижение действительного уклада и устроения народной культуры, форм и механизмов её преемственности, охватываемых в понятии "традиция", и на выстраивание такого содержания образования и таких форм педагогического взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизводство основ национальной культуры. Задача, поставленная К.Д.Ушинским более чем 100 лет назад, - построение теории общественного воспитания на началах русской народности - не получила полноценного воплощения, и в настоящее время мы чувствуем острую потребность в осуществлении этой идеи. В современном мире наблюдаются процессы "духовной мутации" общества, отчужденного от корневых основ культуры своего народа и, в результате, потерявшего "иммунитет" к антисистемному воздействию идеалов и практики "общества потребления", ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. ............ |