Часть полного текста документа:Нагарджуна Нагарджуна (санскр. ), основатель школы мадхьямика, ключевая фигура философии махаянского буддизма. Время жизни Нагарджуны условно определяется в пределах 2-3 вв., ему приписывается бесчисленное количество сочинений, а его имя было овеяно легендами. Из приписываемых Нагарджуне произведений (а их порядка 200) в настоящее время наиболее достоверными считаются пять. Главное из них - Мулямадхьямака-карика (Cтихи, основополагающие для учения о срединном пути) - состоит из 447-449 стихов (учитываются текстовые вариации), распределенные по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеиндийских и классических буддийских категорий, раскрывающей "пустотность" (шуньята) эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена интерпретации одной из них: причинности; движения; трех классификаций дхарм по 12 опорам сознания (аятаны), 5 "групп" (скандх) и 18 "элементов" (дхату); аффектов и их носителей; возникновения, пребывания и разрушения вещей; действия и деятеля; воспринимаемого и воспринимающего; "огня и топлива"; круговорота бытия; страдания и его истоков; категории реальности; взаимодействия факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия; зависимости и освобождения; действия и результата; Атмана и свойств; времени; причины и следствия; появления и исчезновения вещей; Татхагаты (Будды как "совершенного"); ошибок мышления; четырех "благородных" истин Будды; нирваны; 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложных мнений. Критика общепринятых понятий осуществляется Нагарджуной в контексте различения двух уровней истины - конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартха-сатья): Нагарджуна прямо заявляет, что "те, кто не распознает различия этих двух истин, не распознает и глубинного смысла учения Будды". Излюбленным методом "негативной диалектики" Нагарджуны является восходящая к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Нагарджуны открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей - от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность по отношению к ней предикаций существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого. В семидесятистишье Виграха-вьявартани (То, что устраняет дискуссии), которое сопровождается автокомментарием, развивается центральная доктрина Нагарджуны - учение о "пустотности", которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида (пратитья-самутпада) и отсутствием у вещей собственной природы (свабхава). Здесь же дается критика учения об источниках знания (праманы) и основания критики противников "негативной диалектики" (которая должна отрицать, чтобы быть последовательной, и саму себя). Юктишаштика (Шестьдесят стихов о [логической] когерентности) охватывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с пратитья-самутпады и кончая характеристикой "великих душ" (махатманы), которые уже достигли "освобождения" или по крайней мере приближаются к нему и которым противопоставляются те, кто привержен страстям и "заключен в клетку объектов". ............ |