Часть полного текста документа:Можно ли воспитать лидера и как это сделать? Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман: 1. Почему я хочу это сделать? 2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером? 3. Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать? Если вы по-прежнему полны энтузиазма, попробуйте воспользоваться следующими советами. • Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового. • Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды. • Подбадривайте ребенка. Уверенность появляется, когда тебе говорят: "Я знаю, ты сможешь это сделать!". И после: "Ты это сделал. Потрясающе!" Уверенность в себе воспитывается с первых шагов малыша. • Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность. • Настраивайтесь на успех. Некоторые дети беспокоятся прежде всего о том, чтобы не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успех не гарантируют даже высокие способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и увлекает за собой других. • Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они не казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить. • Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: "А что ты можешь сделать?" Умение предложить варианты и возможности для действия - вот отличительная черта для лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом "А что, если я это сделаю?". • Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную команду, в какой-нибудь клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта общения с другими детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность. • Помогите ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную актерскую труппу, другой - возглавит смелую научную разработку или организует новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства. • Подскажите ребенку один из секретов лидера - каждый день здороваться с каждым из своих подчиненных и улыбаться ему. Так и с ребенком: если он поддерживает хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера. • Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения - одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить - громче или тише. Может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т.д. Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность. ............ |