Часть полного текста документа:Молчание - серебро, сплетня - ...золото? Алла Феофанова "Хуже, чем сплетни о вас, может быть только их отсутствие" Оскар Уайльд Сплетня - предмет весьма скользкий и неоднозначный. Во времена Старой Англии английское слово "gossip", которое сегодня переводится как "сплетня" или "сплетник(-ца)", означало мужчину, напивающегося с друзьями, или женщину, являющуюся другом семьи и помогающую во время родов. (То есть относилось к людям, вхожим в дом, обладающим определенной информацией о семье и при определенных обстоятельствах, - например, под действием алкоголя - могущим "вынести сор из избы".) И если толковые словари современного русского языка определяют сплетню как "слух о ком-чем-н., основанный на неточных или заведомо неверных сведениях", то во многих зарубежных культурах под сплетней подразумевают сообщение вполне достоверной информации приватного характера, которая не должна была бы разглашаться. Собственно говоря, на обывательском уровне мы воспринимаем это понятие так же. Интересно другое - исследования современных психологов и социологов подтверждают: сплетничание - занятие не предосудительное и во многом даже полезное. Как ни странно, с помощью сплетен мы усваиваем моральный кодекс, преимущественно негласные правила поведения в обществе. Дети сплетничают иначе, чем взрослые, и часто делают это прямо в присутствии объекта сплетен: "Он ковыряется в носу, мама говорила, что так поступают только невоспитанные мальчишки...", "Она толстая, а еще ест пончик!" Как ни странно, но психологи считают, что такие сплетни достаточно эффективны и играют свою положительную роль. Ребенок начинает осознавать, что он - не невидимка в этом мире. За ним наблюдают. Поэтому ему следует контролировать свое поведение. Если взрослые любят посплетничать о политиках, звездах шоу-бизнеса и боссах, тем самым, как бы "умаляя" их значение в собственных глазах, то дети объектом сплетен скорее выбирают своих обделенных в чем-то сверстников. Профессор психологии Мичиганского университета Джефри Паркер в процессе исследований обнаружил, что подростки в течение часа что-нибудь произносят приблизительно 18 раз. 50% сказанного ими он характеризует как сплетни. "Как ни странно, - говорит Паркер, - но подростки в три раза чаще обсуждают сверстников своего пола, чем представителей противоположного, а взаимоотношения других людей интересуют их ничуть не меньше, чем свои личные". Девочки больше болтают о мальчиках, которые им нравятся, и чем более популярны эти мальчики, тем чаще они их обсуждают. Но даже самые "популярные" мальчики редко обсуждают нравящихся им девчонок (скорее всего, это связано с меньшей склонностью мужчин к проявлению своих эмоций). Интересно, что, чем крепче дружба двух или более мальчишек, тем меньшее количество совместно проводимого времени уходит у них на сплетничание, зато девчонки - неразлучные подружки сплетничают между собой гораздо интенсивнее, чем, например, просто одноклассницы. С возрастом характер сплетен изменяется, но не слишком. Однажды американский профессор психологии Ральф Росноу попросил своих студентов записать на диктофон их разговоры в кафе (сам он при этом не присутствовал). В то время как девушки обсуждали людей, играющих более или менее значимую роль в их жизни - членов семьи, близких родственников, соседок по общежитию, юноши болтали об известных политиках, спортсменах и... ............ |