Часть полного текста документа:Мифология в современном искусстве коми О.И. Уляшев 1. Литература, театр: Как большая часть финно-угорских литератур, художественная литература к.-з. и к.-п. при зарождении опиралась на фольклорные традиции, сюжеты, мотивы и образы. Причём, отчётливо выделяются несколько периодов, когда писатели и поэты коми чаще всего обращались к устному народному творчеству, каждый раз наделяя его новыми смыслами и содержанием. Первый этап освоения фольклора литературой связан с именами И.А. Куратова, Г.С. Лыткина, П.Ф. Клочкова, стоявших у истоков к.-з. литературы. И.А. Куратов (1839-1875 гг.) ориентировался на классическую мировую и российскую литературу (о чём говорят образы библейской и античной мифологии, переводы произведений и стихи по мотивам Рудаки, Беранже, Гёйне, Шиллера, Жуковского и мн. др.), но не менее важным источником его творчества была коми народная словесность, в том числе и коми мифология. Его поэзия не только изобилует мифологическими образами к.-з. (Ен, Войпель, тун, пама, мути, орт, лов, куль, иваней, Антус, кулoм, мoдаръ югыд), но в ней встречаются и целые сюжеты, связанные с календарной, свадебной, погребально-поминальной обрядностью, представлениями к.-з. об "ином мире". Наиболее ярко отражена мифология к.-з. в двух крупных, но, к сожалению, сохранившихся весьма фрагментарно, произведениях: в поэме "Ягморт" (Яг Морт) (1866-75 гг.) и драматической поэме "Пама" (1859-60 гг.). От первой, законченной, сохранилось несколько достаточно крупных фрагментов: "1-е..., 2-е..., 3-е..., 4-е... прибавления к первой песни Ягморта" (1870-73 гг.), "Ягморт да йoла" (Яг Морт и эхо) (1866 г.), "Ягморт"-ысь (из поэмы "Яг Морт") (1873-75 гг.); от второй, незавершённой, - начало (ок. 120 строк) и подстрочник "Монолог Памы" на русском языке (1868-69 гг.), коми оригинал которой также не сохранился. Тем не менее, по оставшимся частям можно судить о том, насколько изменились в авторском изложении первоначальные образы преданий. В "Ягморте" сохранились лишь некоторые черты традиционного образа сурового хозяина леса, пугающего людей даже после смерти. "Пама" представляет собой авторскую версию легенды о верховном жреце пермян, в которой излагается как-бы предыстория его трагической борьбы со Стефаном Пермским (см. Степан Пермскoй). В конце ХIХ - начале ХХ вв. начинается новый этап формирования коми литературы, которая подпитывается фольклорной образностью и метафоричностью. М.Н. Лебедев, В.И. Лыткин, К.Ф. Жаков, В.Т. Чисталёв, В.А. Савин и др. создают свои произведения, во многом опираясь на поэтику устных текстов. Творчество К.Ф. Жакова (1866-1926 гг.) интересно тем, что в его художественных произведениях сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а фольклорно-этнографические описания и материалы перемежаются с авторской фантазией. В его очерках, рассказах, сказках встречаются фольклорные и мифологические персонажи к.-з. - Ен, Войпель, Шуа, Шыпича, Тунныръяк, Дарук Паш, Пам, Тювo и др. наряду с придуманными автором - Уриила, Ниеганелла, Лиликарпа, Джак, Качаморт. Некоторые образы, взятые из народной поэзии (Ен, Войпель) в зависимости от замыслов художника не всегда соответствуют своим прототипам, однако, представляется весьма любопытным попытка создания новой мифологии на основе реконструируемых и комментируемых в духе философской теории лимитизма мифопоэтических текстов. ............ |