Введение С 1828 года, когда Россия установила дипломатические отношения с Бразилией, первой страной Латинской Америки, ни один глава российского государства или правительства (равно как и бывшего Союза) не посещал далекий континент[1].
Более того, до октября 1987 года, когда бывший в то время министром иностранных дел СССР Шеварднадзе совершил поездку в Аргентину, Бразилию и Уругвай, ни один глава внешнеполитического ведомства нашей страны не был в Латинской Америке. Между тем представители стран континента — как на уровне министров иностранных дел, так и президентов — регулярно наведывались в нашу страну, демонстрируя тем самым свою заинтересованность в сотрудничестве с нами. Только в последние десять лет в Москве побывали президенты: Аргентины — Рауль Альфонсин и Карлос Менем, Бразилии — Жозе Сарней, Уругвая — Хулио Мариа Сангинетти, Мексики — Карлос Салинас де Гортари. Вслед за ними Россию посетил Патрисио Эйлвин, глава Республики Чили[2].
Подобное обстоятельство ряд наблюдателей объясняют тем, что советско-латиноамериканские отношения носили главным образом идеологизированный характер, а сам континент рассматривался не как равноправный партнер, а как арена противодействия социалистической и капиталистической систем. Показательно, что, как только идеологический фактор по тем или иным причинам отпал, СССР сразу же охладел к странам, с которыми его связывали тесные отношения. В данном случае имеются в виду Куба, Никарагуа периода сандинистов, та же Чили времен Альенде.
Успешное завершение визита чилийского президента означало, с одной стороны, что наметился явный прорыв внешней политики России в Латинскую Америку, а с другой стороны — ее деидеологизацию. Впрочем, настоящего прорыва тогда, в 1993 году, так и не произошло. Иначе не говорили бы в МИД и правительстве РФ о новом «прорыве», комментируя состоявшиеся в конце 1997 года поездки по латиноамериканским странам Евгения Примакова и Бориса Немцова[3].
И, наконец, в марте 1997 года состоялся официальный визит в Москву министра иностранных дел Чили Хосе Мигеля Инсульсы, который накануне поездки заявил, что отношения с Россией он мог бы оценить как «отличные во всех областях». «Нам все же хочется придать нашим отношениям еще больший импульс», — подчеркнул Инсульса[4].
Встретившийся с Инсульсой Евгений Примаков заявил: «Мы заинтересованы в развитии двусторонних отношений с Чили». Оба министра констатировали достаточно динамичное развитие торговли между двумя странами и приток чилийских инвестиций в российскую экономику. Однако, сказал Евгений Примаков, это не отражает реальных возможностей сторон. Мы будем стремиться к тому, чтобы расширить договорно-правовую базу наших отношений и создать наиболее благоприятные условия для развития торговли и экономического сотрудничества в целом.
«У нас во многом совпадают взгляды на главные процессы в Латиноамериканском регионе: это — интеграция, это — укрепление безопасности и стабильности в Центральной Америке. Мы расцениваем нынешнюю трансформацию на глобальном уровне как переход от двухполярного к многополярному миру и считаем, что, безусловно, одним из полюсов будущего мира станет Латиноамериканский регион», — сказал российский министр[5].
Целью данной работы является рассмотрение вопросов международного экономического сотрудничества России и Латинской Америки. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. ............