План План. 2
1. Методы диагностики в психологии. 3
Классификации методов по Й. Шванцаре. 3
Классификации психодиагностических методо по В.К. Гайде, В.П. Захарову. 4
Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву, В.В. Столину 5
2. Психоанализ и его представители. 7
Что такое психоанализ?. 7
Фрейд и его последователи. 12
3. Направления работы практического психолога. 19
Дети. 21
Список литературы.. 24
1. Методы диагностики в психологии Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
Классификации методов по Й.
Шванцаре
Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
· по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
· по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
· тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
· по психической активности испытуемых:
· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
· проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
· исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Классификации психодиагностическ
их метод по В.К.
Гайде, В.П.
Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
· по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
· по назначению:
· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);
· тесты профессиональной пригодности;
· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
· тесты достижений;
· по материалу, которым оперирует испытуемый:
· бланковые;
· предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
· по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
· по форме ответа: устные и письменные;
· по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
· по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
· По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
· по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
· по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
· по характеру умственных действий: вербальные, невербальные. ............