Методическая подготовка учителя в педвузе
Понятие "профессиональная подготовка" включает в себя "...совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности..." [1, с. 383]. Очевидно, что, если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством. Справедливо также и то, что процесс формирования профессиональных умений может быть только индивидуальным. Методика обучения, таким образом, становится важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя-предметника, а эффективность освоения методики преподавания химии и других дисциплин напрямую зависит от педагогических технологий, применяемых в учебном процессе.
Содержание дисциплины определяется квалификационными характеристиками, разрабатывающимися и постоянно совершенствующимися в ходе образовательной реформы. Можно выделить 8 групп компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения студентов в педвузе. Методом экспертных оценок был определен следующий рейтинг умений:
1) планировать, готовить, проводить, анализировать урок;
2) использовать школьный эксперимент в учебных целях;
3) обучать учащихся решению задач;
4) создавать предметный учебный кабинет и организовывать работу в нем;
5) организовывать проектную деятельность учащихся;
6) планировать и проводить экскурсии;
7) планировать и проводить внеклассную работу;
8) внедрять технические средства обучения в учебный процесс.
Методика обучения предмету — обязательная учебная дисциплина, завершающий этап профессионального образования. Реформирование школы, а также появление новых средств обучения, позволяющих по-новому организовывать учебный процесс, изменили подходы к подготовке будущих педагогов [2; 3; 4]. Тем не менее, в вузе сохраняются традиционные формы работы студентов. Система методической подготовки учителя химии включает в себя лекционный курс теории и методики обучения, лабораторный практикум по методике обучения, ряд спецкурсов и дисциплин по выбору и две педагогические практики. Однако сами эти формы подверглись серьезным изменениям, затронувшим как содержание, так и методы обучения. Они направлены, во-первых, на обеспечение разноплановой методической подготовки будущих учителей, а во-вторых, на достижение более быстрой адаптации студентов к выполнению функций учителя в условиях постоянно меняющихся требований и школьных стандартов. Важно, чтобы в такой ситуации педагог не оказался беспомощным, не утратил творческого подхода к организации учебного процесса, приобрел умение принимать обоснованные решения, научился воспринимать новое, гибко реагировать на постоянные изменения в работе школы. Не менее важным в методической подготовке студента является помощь в выборе собственного педагогического стиля, проявлении своей индивидуальности в профессиональной деятельности. Определяющим условием формирования таких умений является индивидуализация обучения. В данной статье мы остановимся на организации лабораторного практикума по методике и педагогической практики.
До начала 1980-х гг. вся средняя школа СССР училась по единому учебному плану и стандартным программам, обязательным для всех школ, поэтому методическая подготовка во всех педагогических вузах страны также была единой. ............