Часть полного текста документа:Медитация как метод спортивной психологии Доктор психологических наук, профессор И.П. Волков, Cанкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Современное состояние спортивной психологии в России характеризуется ослаблением внимания спортивных психологов к изучению актуальных проблем самовоспитания личности спортсмена, что существенно обедняет научно-педагогический потенциал учебно-тренировочной и воспитательной деятельности тренеров и руководителей команд, снижает эффективность воспитательной работы учителей и преподава телей физического воспитания в школах и вузах в сложных социальных условиях, кризисного состояния российской культуры, науки, образования. Формирование спортивной акмеологии - науки о высших достижениях в спорте, требует поиска и разработки новых эффективных методов психологической подготовки в спорте [1]. "Психолог не может выполнить естественное требование жизни и практики, если он не обучен... методам воздействия. Это приводит к разрыву между академической и прикладной психологией", - указывает Г.Д. Горбунов [2]. Одним из малоизученных, но в то же время весьма эффективных методов психологического самовоздействия человека на свой внутренний мир с целью самовоспитания чувств, воли и мышления, выработки самозащитных поведенческих реакций и новых гибких стереотипов адаптивного поведения является медитация. В переводе с латыни meditatio означает глубокое размышление, обдумывание, мысленное созерцание, т.е. обозначает область высших духовных процессов и нравственно-мотивационных состояний личности. Сформировавшись как духовно-ре лигиозная практика самосовершенствования личности в рамках восточной культуры, медитация ныне стала предметом пристального внимания западных ученых в Германии, Англии, Италии, США (F. Gotvald, V. Gotvald, 1991; R. Montgomery, 1993; R. Rotx, 1994; A. Ajsen, 1994, и др.). В России медитацию в начале 90-х годов спортивные специалисты взяли на вооружение в связи с овладением методами психологического самовоздействия и психофизической тренировки в восточных единоборствах: каратэ-до, дзюдо, айкидо, тхэквондо, кунг-фу и др. (Н. Цед, В.А. Андрейчук, 1990); С.Г. Пучков, 1995; С. Иванов-Ката новский, 1996; В.В. Лукоянов, 1996; С.Г. Гагонин, 1997, и др.). Как отмечает один из ведущих российских специалистов по спортивно-боевым единоборствам СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, профессор С.Г. Гагонин, "медитация - европейский термин, охватывающий одновременно три разных понятия, всегда четко разграничиваемых буддистами: то есть внимательность, сосредоточенность и мудрость" [3]. Однако психолого-педа гогические возможности медитации ныне уже не ограничиваются только рамками физическо го воспитания и спорта, что требует ее более углубленного психопедагогического исследования [2]. Спортивная психопедагогика, по мысли проф. Г.Д. Горбунова, объединяет теорию психологического воздействия и самовоздействия со спортивно-педагогической практикой, что позволяет изучать медитацию в качестве эффективного метода психологической подготовки и самовоспитания личности спортсмена. Очищенная от религиозно-мистических наслоений и религиозной догматики медитация может с успехом применяться в наших условиях в качестве действенного метода самосовершенствования идеалов и убеждений, самовоспитания нравственных и волевых качеств личности как субъекта спортивного общения и соревновательной деятельности (А.А. ............ |