Часть полного текста документа:КАЗАНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ им. АУХАДЕЕВА Элементарная Теория Музыки РЕФЕРАТ МАЗУРКА Выполнил: Еникеев А.Г. ДХО 1 Курс Казань 2001 Мазурка - (польск. mazurek, также mazur, от названия жителей Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец) - польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях. Эмоциональное богатство мазурки, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности - всё это давно привлекало внимание композиторов, как польских (в частности Г. Венявского, Ю. Эльснера и его учеников), так и зарубежных, в особенности учеников И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и И. Ф. Кирнбергера. К ритму мазурки охотно обращался Лядов, создавший помимо фортепианных мазурок ещё программную "Сельскую сцену у корчмы" (мазурка для оркестра op. 19), а также Рахманинов, Глазунов, Скрябин и Прокофьев (характеристика Принца в балете "Золушка"). Прочно закрепившись в крестьянском быту Мазовии и выйдя за её пределы уже в XVII в. мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев (так называемый "Сельский бал"), в котором медленные, чинные танцы, начиная с двудольного "Пешего танца" (taniec chodzony) сменялись быстрыми (taniec goniony). Такое чередование окончательно определилось уже в XVI в., причём иногда в медленных и быстрых танцах всего цикла получала развитие одна и та же тема. В процессе эволюции этого цикла (включая его инструментальные, вокальные, хореографические элементы) мазурка постепенно слилась с обереком, менее подвижным и наделённым лирическими чертами, проникшими и в музыку мазурок, написанных профессиональными композиторами. В процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры народным танцам, в частности мазуркам принадлежала огромная роль. О мазурке, как национальном польском танце Ф. Лист писал следующее: "В Польше...мазурка не только танец, - она род национальной поэмы, назначение которой...передать пламень патриотических чувств под покровом народной мелодии. Многие из этих песен носят имя воителя, героя".* В дошопеновский период её развития особое место занимали мазурки Эльснера, который уже в 1803 году написал для фортепиано два "Rondo a la Mazurek" и ввёл несколько мазурок в народные сцены патриотической оперы "Ячелло в Тенчине" (1819). "Mazur baletowy" входит в большую хореографическую сцену оперы "Цецилия Пасечинская" Курпиньского (1829). Как Эльснер так и Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и многие другие польские композиторы писали мазурки для фортепиано. Шопеновские мазурки основаны на художественном претворении ритма трёх разнохарактерных польских народных танцев: мазура, оберека и вальсообразного куявяка. Из этих трёх народных танцевальных форм в шопеновских мазурках чаще всего встречается мазур. Но лишь в сравнительно немногочисленных мазурках Шопен ограничивается этим танцевальным жанром. Обычно в пределах одной пьесы, он сопоставляет с мазуром куявяк или оберек или оба эти танца (а иногда и вальс). Используя различия между мазуром, куявяком и оберком, Шопен достигает в своих мазурках яркой контрастности. Во многих мазурках Шопен очень свободно развивает особенности народных танцевальных форм, создавая весьма различные по содержанию поэтические произведения. Родство с польским народным искусством подчёркнуто в нескольких мазурках и ладовым строением. ............ |