Часть полного текста документа:"Лучший друг немецкого народа": образ Сталина в ГДР А.А. Тихомиров 5 марта 1953 умер Сталин. В траурной телеграмме политбюро СЕПГ, направленной в ЦК ВКП(б), сообщалось: "Известие о том, что сердце борца и гениального последователя дела Ленина, нашего мудрого учителя и отца, перестало биться, наполняет всех товарищей, всех немецких друзей мира и демократии большим трауром. В лице Иосифа Виссарионовича Сталина ушел великий теоретик марксизма-ленинизма, мудрый вождь трудящихся в борьбе за социализм, гениальный полководец Великой Отечественной войны советского народа, выдающийся борец за укрепление мира во всем мире. Великое дело И.В. Сталина будет сотни лет оказывать влияние на ход исторических событий" [1]. По тексту телеграммы прослеживается, что фигура Сталина в трех архетипичных ролях "мудрого учителя", "любимого отца" и "спасителя" от несчастий являлась воплощением сакральности и святости в семантической структуре ГДР. Не только для власти, но и для большой части населения ГДР персона лидера Советского Союза символизировала оплот строительства и развития социализма как альтернативы развитию по западному капиталистическому пути [2], гарант мира и воплощение "светлого будущего", в которое хотело верить и к которому всеми силами стремилось отягощенное чувством вины за развязывание Второй мировой войны немецкое население. Почитание "вождя мирового пролетариата" являлось исходной позицией для старта в социалистический "рай". Цель настоящей статьи заключается в анализе основных механизмов коммуникативных практик между властью и обществом, инициированных внедрением в официальную и повседневную жизнь образа Сталина. Результатом данной цепочки интеракций и явился образ "вождя". Чтобы понять специфику феномена Сталина в ГДР, представляется необходимым найти ответы на следующие ключевые вопросы. Почему Сталин так быстро снискал доверие населения? Спектром каких посланий "заряжалась" фигура Сталина со стороны власти и пропагандистского аппарата? Системой каких значений интерпретировалась его персона в многоликом обществе "новой Германии"? История пропаганды как часть культурной истории Cогласно концепции СЕПГ, политическая пропаганда являлась центральным cредством реализации власти в ГДР. Она была призвана сконструировать систему диспозиций, ценностных ориентиров, норм, представлений, смыслов в соответствии с социалистической системой координат. Пропаганда формировала "монолитную" общественность и "единое" общественное мнение. Данное обстоятельство свидетельствовало о совпадении индивидуальных интересов с общими интересами социалистического общества. Консенсус между властью и народом обеспечивался за счет кампаний, активизировавших и мобилизовывавших массы на достижение целей партии и направленных на воспитание "социалистического сознания" [3]. Аксиома единства власти и народа легла в основу исследований пропаганды "эпохи строительства реального социализма". В настоящее время история пропаганды все чаще рассматривается как часть новой культурной истории [4]. Отметим основные характеристики современной истории пропаганды относительно интересующей нас проблематики. Вопервых, общество ГДР предстает как организованный семантический порядок, в основе которого находилась сложная "паутина значений". ............ |