Введение
Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.
Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.
Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что применение нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли в области импорта товаров обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.
В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования импорта отдельных товаров.
Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет государству активно вмешиваться в формирование объёма, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности. Лицензирование внешней торговли может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта.
Целью выполнения дипломной работы является изучение лицензирования импорта товаров в Российской Федерации и определения направлений его совершенствования.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
- изучение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучение содержания и порядка лицензирования импорта товаров в Российской Федерации;
- исследование динамики развития импорта лицензируемых товаров;
- оценка организации таможенного контроля импорта лицензируемых товаров;
- определение основных направлений лицензирования импорта товаров. ............