Часть полного текста документа:Культура во времена правления Ивана Грозного На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем. Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры. Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие "Россия" и производное от него "российский", которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово "русский" стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово "российский" употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы. До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного - о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы "Великие Четьи Минеи" - 12-ти томное собрание всех книг, "чтомых" на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Другим литературным сочинением стала "Книга Степеная царского родословия", составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по "степеням". Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти. В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. ............ |