НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Омский филиал
Факультет: Государственной службы и менеджмента
Специальность: Менеджмент организаций
Предмет: "Культурология"
на тему: "Культура просвещенного абсолютизма"
г. Омск – 2007 г.
Содержание
Введение
Общая характеристика
Влияние французской культуры
Просвещенный абсолютизм
Заключение
Список литературы
Введение
Рассматривая данную тему, следует заметить, что культура абсолютизма в России прошла несколько этапов. Если ее возникновение и становление тесно связано с именем Петра I и Феофана Прокоповича, то расцвет приходится на царствование Екатерины Великой, духовной восприемницы идей Петра, т.е. на вторую половину XVIII столетия. Именно это время вошло в историю отечества под названием эпохи просвещенного абсолютизма.
Общая характеристика
Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский, достаточно высоко оценивали роль Екатерины в развитии всех сфер жизни отечества. Ее царствование, по их мнению, это эпоха, которая имела продолжение и после смерти императрицы. Она оставила после себя «энтузиастическое» впечатление в общественном сознании потомков и духовном климате общества. Развитие культурной сферы определялось во многом индивидуально-личностными качествами императрицы Екатерины, которая, став женой Петра III, попала в сложное положение при русском дворе: не очень любящий муж и тетушка Елизавета, ставшая в старости своенравной тиранкой. Поэтому ее жизненной нишей стало уединение, а любимым занятием – чтение: сначала беспорядочно-неразборчивое, а затем обращение к высоким образцам мировой философской мысли: «Анналы» Тацита, «О духе законов», труды Вольтера. Стремление Екатерины к самообразованию и самосовершенствованию заслуживают, безусловно, положительной оценки. Желание стать вровень с лучшими умами Западной Европы и художественными достижениями века привело императрицу к необходимости стимулировать и поощрять определенным образом развитие образования, науки, техники и искусства в российском государстве.
Бесспорно, императрица была образованным человеком, умеющим не только воспринимать и усваивать плодотворные идеи других, но и быть генератором собственных. В своих предпочтениях она тяготела более к гуманитарным наукам (философии, истории, педагогике) и художественному творчеству. Что касается философии, то она читала в подлинниках Вольтера, Даламбера, Дидро, вела с ними довольно оживленную переписку, встречалась с Дидро, гостившим в Петербурге, купила для России ценнейшие библиотеки Вольтера и Дидро.
В отношении исторической науки известно, что ее перу принадлежит житие Сергия Радонежского. Для своих внуков она начала писать историю России с древнейших времен и в связи с этим стала изучать летописи. Кроме этого оставила автобиографические записки о времени и о себе. Ее вклад в педагогику связан с составлением педагогических инструкций и созданием нравоучительных сказок. ............