Часть полного текста документа:Концепция истории отечественной словесности в "Обзоре русской духовной литературы" архиепископа Филарета (Гумилевского) Зверев В.П. Архиепископ Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805-1866) широко известен как автор фундаментальных трудов "История русской церкви" и "Православное догматическое богословие", основатель академического журнала "Творения св. отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания" и "Черниговских епархиальных известий". Однако в свое время он был популярен не только в богословской среде, но и в светской благодаря тому, что вел многостороннюю "учено-литературную деятельность". "Как историк, Филарет является даровитым и ученым. Он первый, можно сказать, из ученых историков духовных вступил в довольно близкие отношения с светскими учеными и такими же органами литературы. И его многие труды, особенно первые, появляются в изданиях светских. Отсюда объясняется быстрая и широкая известность Филарета Гумилевского. Разумеется, о нем шумно заговорили. Московское общество истории и древностей избрало его в свои члены. Журнальная критика возложила на него большие надежды". Завершив круг своей земной жизни в чине архиепископа Черниговского и Нежинского, доктор богословия Филарет Гумилевский оставил после себя огромное литературное наследие. В некрологе, опубликованном в "Душеполезном чтении", справедливо отмечалось: "Угас один из великих светильников православной русской Церкви. Русская духовная литература лишилась единственного в своем роде деятеля". Здесь в числе важнейших трудов преосвященного Филарета был назван и "Обзор русской духовной литературы". Первая часть этого этапного в литературно-духовном наследии архиепископа труда - "Обзор русской духовной литературы, с 862 по 1720 год" - была опубликована сначала отдельными выпусками в 1857 году в Санкт-Петербурге, а затем напечатана в "Ученых записках второго Отделения Императорской Академии наук" (1857. - Кн. 3. - С. 1-300). В виде книги эта работа архиепископа Филарета (Гумилевского) с незначительными изменениями появилась в свет в Харькове в 1859 году, она была снабжена солидным академическим аппаратом: алфавитный указатель писателей к ней составил сам автор; алфавитный указатель сочинений подготовил Н.А. Добролюбов, а хронологический указатель писателей и произведений - М.И. Сухомлинов. Вторая часть труда преосвященного Филарета - "Обзор русской духовной литературы, 1720-1858 г., (умерших писателей)" - вышла в 1861 году в Санкт-Петербурге, а дополненное ее издание - в 1863 году в Чернигове. В 1863-1864 годах в "Черниговских епархиальных известиях" публиковались дополнения к "Обзору русской духовной литературы, 862-1720". Судя по всему, архиепископ Филарет (Гумилевский) не прекращал работать над совершенствованием своего историко-литературного труда до конца жизни. Однако только в 1884 году, почти через 20 лет после смерти преосвященного, книгопродавец И.Л. Тузов выпускает третье издание ("с поправками и дополнениями автора") обеих частей "Обзора русской духовной литературы". На этом и завершается публикация в России столь любопытного и неординарного для отечественного литературоведения труда по истории русской словесности, написанного высокочтимым архиереем Православной Церкви. Насколько значителен был этот труд архиепископа Филарета, можно судить по сведениям и воспоминаниям современника и, пожалуй, самого первого серьезного биографа преосвященного - Степана Ивановича Пономарева. ............ |