Часть полного текста документа:Концепция генад Прокла, Ареопагитский корпус и Дамаский Рассмотрение прокловской концепции генад, явившейся решительным нововведением Прокла в неоплатоническую доктрину, интересно по многим соображениям, в частности же потому, что ее очевидно знает, но не принимает непосредственно связанный с Проклом автор Ареопагитского корпуса. В статье "Nouvеаuх liens оbjectifs еntre lе Рsеudo-Denis еt Рrосlus" А.Д. Сафрэ пишет по поводу концепции генад, что Псевдо-Дионисий "разумеется, не мог принять ее как таковую, так что она не должна была проявиться в его сочинениях кроме как между строк" [1]. Какого рода духовная цензура запрещала Псевдо-Дионисию, говорившему в начале Божественных имен о том, что непостижимa enaV enopoioV apashV enadoV принять концепцию генад? Не можем ли мы просто предположить, что Псевдо-Дионисий знал, что наряду с триединым сущим Богом, сокрытым в сверхбытийном пресветлом мраке, нет множества свербытийных богов-генад? Псевдо-Дионисий не затрудняется в воспроизведении неоплатонической тройной иерархии богов и высших существ, рассмотренной в "Платоновской теологии" Прокла. Сравним иерархию универсума у Псевдо-Дионисия [2] и Прокла: Серафимы боги умопостигаемые Херувимы умопостигаемо- мыслящие Престолы мыслящие Господства надмирные Силы внутримировые Власти всеобщие души Начала ангелы Архангелы демоны Ангелы герои Что могло помешать Псевдо-Дионисию воспроизвести посвященные генадам главы 1 - 6 третьей книги "Платоновской теологии" Прокла и сответствующие параграфы "Начал теологии", если бы он видел, что им что-то соответствует в действительности? При этом заслуживает внимания и тот факт, что последний схоларх Афинской школы Дамаский, как и Псевдо-Дионисий, говорит о генадах, но концепция генад у Дамаския, на мой взгляд, решительно отличается от прокловской [3] и при этом сближается с общей позицией Псевдо-Дионисия. Для того, чтобы отчетливее сформулировать то, что, как мне кажется, отличает Дамаския от Прокла и сближает с Псевдо-Дионисием, я хочу припомнить рассуждение Псевдо-Дионисия в "Небесной иерархии", посвященное толкованию текста пророка Исайи "Тогда прилетел ко мне один из серафимов" (Ис. 6,6). Вопрос состоит в том, почему пророку явился ангел самого высокого чина, а не один из иерархически подчиненных и более близких к людям. Назвавшийся Дионисием приводит ответ, согласно которому один из низших ангелов получил это имя в силу той общности, которая есть между всеми духовными существами [4]. Однако Дионисий знает, что все высшее может быть названо любым из имен низшего, но не наоборот, и потому приводит другой ответ, с которым соглашается: богоначальная мощь, простирается, проникая во все, и непрерывно распространяется сквозь все (epi panta foitwsa cwrei kai dia pantwn ascetwV dihkei), и при этом остается невидимой для всего не только потому, что она сверхсущностно изъята из всего (pantwn uperousiwV exhrhmenh) но и потому, что некоим сокровенным образом она осеняет все своей промыслительной деятельностью [5]. Комментируя этот текст, издатели "Небесной иерархии" замечают, что здесь выражена "общая для неоплатонизма идея" (р.150, n.1) и ссылаются на § СХLV "Начал теологии" Прокла. Но мне представляется, что дело здесь не так просто. Во-первых, в данном тексте сохраняется общая установка Дионисия, не принимающего концепции множества вышебытийных богов-генад, при том что в ходе дальнейшего рассуждения - как и в данном тексте - он не забывает подчеркнуть сверхсущностную трансценденцию Бога (ibid., 4, 300с 31-32, р.156-157), тогда как Прокл в указанном тексте как раз подчеркивает, что "pashV JeiaV idioteV dia pantwn foita", и что тем самым все боги обладают каждый своей спецификой "uperousiwV kai eniaiwV", и что множественность природных свойств объясняется тем, что "все полно богов". ............ |