Комплексные числа, их прошлое и настоящее.
Содержание.
I. Введение.
II. Об истории возникновения комплексных чисел и их роли в процессе развития математики.
III. Алгебраические действия над комплексными числами и их геометрический смысл.
1. Основные понятия и арифметические действия над комплексными числами.
2. Геометрическое изображение комплексных чисел. Тригонометрическая и показательная формы.
3. Операция сопряжения и ее свойства.
4. Извлечение корней.
5. Геометрический смысл алгебраических операций.
IV. Применение комплексных чисел к решению алгебраических уравнений 3-ей и 4-ой степеней.
1. Формула Кердано.
2. Метод Феррари для уравнения 4-ой степени.
V. Дополнительные задачи и упражнения, связанные с использованием комплексных чисел.
VI. Заключение.
VII. Литература.
I. Введение.
Алгебраические уравнения с одним неизвестным и связанные с ними вопросы в нахождении решений относятся к числу наиболее важных в школьной программе. В общем виде в средней школе изучаются лишь уравнения 1-ой степени (линейные) и уравнения 2-ой степени (квадратные), поскольку для таких уравнений существуют простые формулы, выражающие корни уравнения через его коэффициенты с помощью арифметических операций и извлечения корней.
Именно, если дано:
(α) Линейное уравнение ax+b=0, где а≠0, то x=-b/a – единственный корень;
(β) Квадратное уравнение ax+bx+c=0, где a,b,c – действительные числа, a≠0, то x=-b±√b∙b-4ac/2a; при этом число корней зависит от величины D = b2 – 4ac, называемой дискриминантом квадратного уравнения, а именно:
При D>0 – два действительных корня, D=0 – один двукратный корень (или, что то же, два совпадающих корня), D<0 – нет действительных корней.
Из уравнений более высоких степеней в школьном курсе алгебры рассматриваются лишь некоторые частные их типы – трехчленные (например, биквадратные), симметрические, … Однако никаких методов для решения произвольных уравнений 3-ей и 4-ой степени (хотя соответствующие формулы известны), в школьной алгебре не дается, т.к. ............