Часть полного текста документа:Комическое в тексте оригинала и перевода Н.А. Фененко, Воронежский государственный университет Комическое как эстетическая установка общественного миросозерцания, как особый модус видения мира остается до настоящего времени одной из сложнейших и недостаточно изученных проблем [5, 9]. В русле новой парадигмы гуманитарного знания, ориентированной на интеграцию достижений различных наук - этнопсихологии, лингвокультурологии, семантики, когнитивной лингвистики и на разработку комплексного подхода к проблематике комического, особое значение приобретают исследования в области переводоведения. Сопоставительные анализы текста оригинала (ИТ) и текста перевода (ПТ) могут внести существенный вклад как в выявление специфики самой категории комического, так и способов ее выражения в различных языках. Они позволят также определить возможности достижения эквивалентности в восприятии комического в разных культурах. С этой точки зрения интересным материалом для исследования может служить роман И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" [1] и его перевод на французский язык, который вышел в Париже в 2002 году [2]. Аргументируя необходимость "вновь открыть западному читателю произведение талантливых писателейсатириков" (а первая версия "Двенадцати стульев" была сделана во Франции еще в 1929 году), переводчик романа и серьезный исследователь творчества писателей Ален Прешак отмечает: "Было бы неверным утверждать, что такие выдающиеся представители популярной литературы высшей пробы, как И. Ильф и Е. Петров, авторы книг, которые издаются миллионными тиражами и которые в течение десятилетий (особенно в 60-е годы) оставались настоящей "отдушиной" для простых людей, недовольных существующим (в СССР - Н.Ф.) режимом, неизвестны во Франции" [12, 295-296]. Однако признание зарубежными читателями творчества Ильфа и Петрова было ограничено, в основном, по историческим причинам. Теперь, когда миновали годы "холодной войны" и "железного занавеса", произведения Ильфа и Петрова приобретают особую актуальность, поскольку речь идет не "о писателяхпропагандистах, а о писателях-историках", которых автор называет "социолитераторами" [13, 7] - их произведения отражают истинную сущность того, что происходило в те годы в России. Ильф и Петров, по мнению А. Прешак, - это портретисты, достойные Гоголя, искрометные мастера диалога, выдающиеся юмористы еврейско-русской традиции, не уступающие по остроте пера Салтыкову-Щедрину и Булгакову. Они увлекают читателя не меньше, чем Александр Дюма, Марк Твен или Конан Дойль [12, 299]. Особенное юмористическое и сатири-ческое звучание романа создается различными приемами, характеризующими индивидуальный стиль двух авторов - пародия, ироническое словоупотребление, стилевые контрасты, индивидуально-авторские метафоры (подробнее об этом см. [3; 6]). Следовательно, передача комического становится важнейшей составляющей переводческой стратегии романа. Удается ли это французскому переводчику, и какие приемы использует он для достижения комического эффекта, задуманного авторами? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели сопоставительный анализ, в процессе которого из текста оригинала были выбраны содержащие комический компонент примеры и соответствующие им отрывки из текста перевода. ............ |