Часть полного текста документа:Министерство образования и науки Казахстана Лицей "Дарын" Научная работа По предмету: история Казахстана На тему: Каменные изваяния средневековья Выполнил: Аксеник Дарья Проверил: Молжигитов Р. А. г. Петропавловск 2001 г. ПЛАН Глава 1. Изобразительные приемы и способы передачи позы. Глава 2. Семантика каменных изваяний. ВВЕДЕНИЕ: Проблема познания древних каменных изваяний Казахстана в разные исторические эпохи продолжает привлекать внимание исследователей, в том числе - археологов, обычно имеющих дело с вещественными источниками и прямо заинтересованных в адекватном понимании исследуемых памятников. В вопросе о том, "кого?" изображали изваяния, единого мнения в научной культуре нет. Большинство исследователей предполагают, что каменные изваяния являются изображениями умерших людей, которые ставили на их могилы, другие видят в них обобщённый образ предка, характеризованный не чертами его лица или особенностями фигуры, а обычными атрибутами; третьи, опираясь на широко представленную в фольклоре тюркских народов идею наказания, высказывают версию, что каменные изваяния есть олицетворение побеждённых знатных врагов, и, наконец, часть исследователей полагает, что в каменных бабах воплощен некий мифологический персонаж. Актуальность исследования темы заключается в том, что история средних веков Казахстана в Совецкое время находилось под негласным запретом. Последнее является отражением евроцентризма в исторической науке, поэтому тема исследования позволит по-новому изучить основные положения религии древних тюрков, которую историки называют тенгрианством. Тема казахских каменных изваяний далеко не нова. В археологической науке существует немало работ, посвященной данной тематике. Их спектр разнообразен - были проанализированы и описаны каменные скульптуры из всех областей Казахстана. В исследовании, которое предлагается вашему вниманию, сделана попытка не только попытка открытия нового материала, его анализ (с приведением аналогий), но и попытка обобщения уже накопленного по интересующей нас проблеме. Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложения. В ней использованы материалы из книг Чарикова, Амброза, Арслановой, Кызласова и т. д. Автор работы не претендует на полную обоснованность выводов, однако основные положения работы, позволят понять смысл, который вкладывали средневековые скульпторы, создавая каменные изваяния. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ПОЗЫ: На территории Казахстана к настоящему времени зафиксировано несколько сот каменных изваяний VI-XIV вв. У подавляющего большинства из них ноги никаким художественным приемом не проработаны. Определенная часть изваяний представлена в сидячей позе, главным образом со скрещенными ногами, обозначенными на плоскости монолита невысоким рельефом или прочерченным контуром. До последнего времени изваяний явно "стоящих", с проработанными изображениями ног не было известно в казахстанских степях. ............ |