ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
КАК ВОЗДЕЙСТВУЕТ ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ НА АУДИТОРИЮ?
Реферативное исследование
Оглавление
Вводное слово
Как слово наше отзовется?
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Вводное слово
Продуктом журналистского творчества является текст, который носит характер системного образования. Он может быть представлен как продукт и средство реализации коммуникативной задачи - установить контакт между адресантом (автором) и адресатом (читателями). Эффективность журналистского текста напрямую зависит от его включенности в практическую сферу, в контекст развития общественного сознания. Аудиторию следовало бы охарактеризовать как «неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ» [Корконосенко 2002: 144].
Документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод об объективности как главной характеристике журналистского текста. Пресса более предрасположена к развитию мыслительной, аналитической деятельности, чем другие СМИ. Ценность любой информации может уменьшаться в зависимости, например, от «старения» сообщения. Проверяемость и многократность использования информации мы относим к ее динамическим свойствам.
Тиражируемые во времени и пространстве журналистские тексты включены в единую систему регулярного информационного обслуживания населения. Система информационного обслуживания тем эффективнее, чем больше учитываются информационные потребности аудитории.
Как слово наше отзовется?..
Информация обладает свойством управления. В этом ее сущность: она — «управляющая связь» и всегда действует как сигнал к изменению поведения объекта, поскольку несет в себе сведения об изменении его среды.
Журналистский текст несет в себе особый вид
информации — журналистскую информацию. Она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации. Таких типов зафиксировано три:
♦ реакции вовлечения — действия (внешние или внутренние),
в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;
♦ реакции исполнения — действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;
♦ реакции социальной гарантии — действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации.
Есть так же комплекс свойств информации, способный вызывать реакции на журналистские материалы.
Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи
воплощением связи человека с окружающим миром, она одновременно есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.
Во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации — универсальность. Состоит оно в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов. ............