Часть полного текста документа:К вопросу о современном популизме Возникший в США более ста лет тому назад и оформившийся в 1891 году в Народную партию популизм продолжает победно шествовать по планете. Претерпев за свою вековую историю значительные изменения, он продолжает будоражить умы и сердца людей, влиять на политические процессы в обществе. Многие ученые посвятили свои исследования этому феномену, отмечая, что суть этого явления остается неуловимой: "никто не представляет себе в точности, что же это такое: его смысл ускользает, не поддается определению".Возникнув как народное движение в борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, он видоизменялся и появлялся на политической арене в качестве "нового курса" в США в период великой депрессии; "гандизма" в Индии и в других странах; "движения новой эпохи", распространенного, прежде всего, в кругах интеллигенции и студенчества; "христианского социализма" и во многих других формах. Исследователи популизма выделяют ряд вопросов, ответы на которые позволят прийти к выводу, что такое популизм: единое явление, несмотря на множественность его воплощений, или просто термин, неправильно употребляемый в совершенно разных контекстах. Прежде всего, чем является популизм: идеологией, движением или тем и другим? Возможно, это постоянно возрождающийся тип мышления, проявляющийся в различных исторических условиях в результате возникновения особой социально-политической ситуации. С точки зрения политической психологии популизм характеризуется недоверием и подозрительностью ко всему новому, к тому, что приводит за рамки обычной жизни, проникнут враждебностью ко всему чужому. Он весь "анти": антикапиталистический, антиурбанистский, антисемитский и т.д. Популисты боготворят народ, причем тем больше, чем он несчастнее и обездоленнее. Как свидетельствует история, популизм исчезал, растворяясь в более устойчивых идеологиях и движениях. Один из путей вел к национализму. Большинство мнений западных исследователей сводятся к тому, что популизм является идеологией, исходящей из признания народа главной ценностью в противовес государству, другим народам, индивиду. Для популизма характерны примитивизм, который лишает основы для возникновения устойчивой партии, сохраняющейся независимо от превратностей массового движения. Так Д.Макрэ решительно отрицает распространенное мнение о "прогрессивности" популизма, как такового и называет идеологию популизма "убогим, хотя и влиятельным типом мышления". Исторически популизм фигурировал как защитное и корректирующее, а отнюдь не разрушительное или революционное движение. Его суть в восстановлении утраченного. В этом проявляется консервативный фактор политического влияния популизма. Однако его инициативы можно обнаружить и в делах, касающихся контроля за большим бизнесом, охраны окружающей среды, совершенствования защиты потребителя. Популизм может быть выделен из сферы массовых чувств, таких, как национализм, расизм, этноцентризм, на основе специфики его символических средств мобилизации гнева и обид людей. Он направляет их против институтов власти и элиты, которые, естественно, оторвались от "народа". ............ |