Часть полного текста документа:К проблеме внедрения информационных и Интернет-технологий в систему образования Королева Г.В., заместитель директора по учебно-методической работе Областного центра информационных технологий Информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Вместе с этим изменяется и парадигма образования от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости и возможности "образования в течение всей жизни". В рамках этой парадигмы образования идут поиски новых образовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развития мотивации обучающихся. Сегодня обсуждается и новый синергетический подход к образованию. В работе "Синергетический вызов культуре" Е.Н. Князева так описывает особенности этого подхода: "Синергетический подход к образованию (синергетика образования) может быть охарактеризован аналогичным образом как гештальтобразование. Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя - это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это - нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в один самосогласованный темпомир. Это - ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Гештальтобразование - это стимулирующее, или пробуждающее, образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. Это - образование, стимулирующее на собственные, может быть еще непроявленные, скрытые, линии развития." Сегодня от ученика, студента, профессионала любой сферы деятельности, педагога, руководителя требуется уже не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно видеть проблемы и ставить вопросы, приобретать новые знания и умения, использовать ранее накопленные знания в реальной и конкретной жизненной ситуации. Для этого необходим диалог между учителем и учеником в любой форме проявления - в школьном ли классе, в университетской аудитории, в учебных стенах института повышения квалификации или в условиях любых обучающих курсов. Это действительно должен быть диалог, основанный на принципах уважения, сотрудничества, сотворчества - (синергии). Пространством для организации подобного диалога становится и международная информационная сеть Internet, которая так стремительно развивается, World Wide Web (WWW) - всемирная сеть страниц электронных документов, связанных гиперссылками. Механизмами для организации обучения и общения между учителем и учеником, преподавателем и слушателем могут быть: электронные учебники; сетевые проекты; телеконференции; тематические каталоги по отдельным образовательным областям. Примером современной образовательной программы, рассматривающей сеть Internet как неотъемлемый элемент образовательного пространства, является программа "Поколение.ru" Федерации Интернет-образования (www.fio.ru) - о развитии в России Интернет-технологий. ............ |