Часть полного текста документа:Из истории образования. Образование в странах Востока Сергей Валянский, Дмитрий Калюжный Образование на Ближнем и Среднем Востоке Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка) с VII-VIII веков отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Однако надо иметь в виду, что ислам складывался одновременно с расширением христианства; многие каноны Корана сходны с библейскими нравственными заповедями. В этот период в названных регионах Евразии отнюдь не произошло полного разрыва с культурными и педагогическими традициями Византии. Исламский мир воспринял и освоил эллинскую философию, в частности Платона и Аристотеля, найдя в ней источник рационалистического взгляда на человека. В эволюции образования заметен ряд этапов. В раннюю эпоху (VII-X века) проблемы воспитания не являлись специальным предметом рассмотрения. Первые специальные трактаты по воспитанию появились в XI веке (Авиценна, Абу Хамид аль-Газами и другие). Историки сообщают нам, что IХ-ХII века оказались "своеобразным восточным Ренессансом" - арабо-мусульманские ученые "подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности". В этот период задачу воспитания здесь видели прежде всего в том, чтобы человек обретал высокие духовные и нравственные качества. Сами мыслители арабского Востока были примером гармонического развития. Осуждая как образованных негодяев, так и благочестивых невежд, они отнюдь не всегда были религиозными фанатиками. Посмотрим же, кто они, и каковы. Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Абу-Юсуф Я куб ибн-Исхак Кинди (801-873). Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Он ставил науку выше религии. Другой ученый и философ, аль-Фараби (870-950) глубоко и оригинально рассмотрел ряд сущностных педагогических проблем. Он утверждал, что лишь безумцы могут полагать высшее благо находящимся вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела, причем осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания. Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же он злобен, нерадив, своенравен, - вполне оправданны наказания, "жесткое" воспитание. Более чем в ста пятидесяти трактатах другого мыслителя Востока, аль-Бируни (970- 1048) во множестве разбросаны такие свежие для того времени педагогические идеи, как наглядность и системность, развитие познавательных интересов обучения и т.д. Названный современниками "владыкой наук" , советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина, или Авиценна (980-1037), занимался и преподаванием тоже, и во множестве работ писал о всеобъемлющем воспитании и развитии, средствами которых должны стать прежде всего музыка, поэзия, философия. Он полагал необходимой организацию совместной учебной деятельности со внесением в процесс обучения духа соперничества. ............ |