Часть полного текста документа:История становления научной психологической мысли в императорском университете Св. Владимира Н. Ю. Демченко, НТИ СевКавГТУ Психология прошла многовековой путь развития от первобытных размышлений человечества о душе до разработки первых психологических теорий и развития ее как самостоятельной науки. В ходе исторического развития общества представления людей о психике (душе, сознании, поведении) расширялись, систематизировались, усложнялись, что способствовало становлению научного психологического знания. Изучению истории становления научного психологического знания посвящены труды многих ученых: Б. Г. Ананьева, Е. А. Будиловой, В. В. Большакова, Г. С. Костюк, И. Б. Котовой, А. А. Никольской, А. В. Петровского, Н. Г. Прангишвили, М. М. Рубинштейна, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, В. А. Якунина, М. Г. Ярошевского, Т. Д. Марцинковской, А. В. Петровского, В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника Б. Н. Тугайбаевой, О. Б. Серовой, А. А. Гостева, В. А. Елисеева, Л. М. Соснина и др. Тем не менее, проведенный историко-теоретический анализ не в полном объеме освещает накопленный психологией фактологический материал. Поэтому обобщенный образ истории отечественной психологической науки, становления ее отраслей и разделов еще не сложился, остается много неисследованных и дискуссионных проблем, не устоявшихся и не обоснованных теорий и концепций. К таким проблемам можно отнести и проблему изучения процесса развития и становления института диссертационных исследований, являющихся источником развития научной психологической мысли в структуре высшего образования Российской Империи XIX - начала XX века. Данная проблема не стала предметом научного анализа и является одной из неисследованных областей в психологической науке. Попытка подвести все многообразие существовавших психологических воззрений под единый критерий является, несомненно, упрощением, серьезным искажением реальной истории, хотя бы потому, что закрывает современнику огромное наследство прошлого, оставляя, скажем, применительно к истории психологии в Украине ему право утешаться знакомством пусть и со славными, но лишь отдельными именами. Нам представляется вполне оправданным и весьма продуктивным, с точки зрения поставленной задачи, подход, предложенный в свое время Г. Шпетом, когда за точку отсчета берется такой контекст, как развитие системы просвещения и науки. В этом смысле для реализации данного подхода сложившаяся в Украине во второй половине XIX - начале XX в. ситуация в области просвещения составляет весьма благоприятную почву для историко-психологического анализа. Речь идет главным образом о деятельности на Украине такого научно-просветительского центра, как Киево-Могилянская академия и Императорский университет св. Владимира. И тут мы вновь не без сожаления вынуждены констатировать более чем скромные достижения историков психологии в освоении оставленного нам богатейшего наследства. Это тем более грустно признавать, что именно психологу принадлежит честь своего рода научного первооткрывателя оставленного нам богатства. Имеется в виду диссертационное исследование П. М. Пелеха, в котором была предпринята первая попытка анализа психологических взглядов, содержащихся, в частности, в философских курсах И. Кононовича-Горбацкого (1639 - 1642 гг.), И. ............ |