Министерство образования и науки РФ
Гуманитарный университет
г. Екатеринбург
Контрольная работа
Дисциплина
История социально-культурного сервиса и туризма
ИСТОРИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Екатеринбург – 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Определение паломничества
Глава 2. История паломнического туризма
Параграф 2.1 Центры паломничества мировых религий
Параграф 2.2 Европейские средневековые традиции
Параграф 2.3 Паломничество в древней Руси и России
Заключение
Введение
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. К числу наиболее ранних путешественников следует отнести, прежде всего, паломников, которые внесли значительный вклад в развитие путешествий.
Паломники различных конфессий, устремленные целями распространения своей религии, поклонениям святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные, по тем временам, путешествия.
Всенародное верование в то, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству или святилищу, было принято уже у народов античного мира (и даже ранее). Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, например к Оракулу в Дельфы, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния Спасителя (в Палестину), вошли в традиции в IV в., главным образом – под влиянием примера св. Елены, матери императора Константина, путешествие которой к святым местам привело к воздвижению Креста Господня и устройству храма в Иерусалиме. К концу IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства запрещали паломничество, но, тем не менее, со временем паломничество по высочайшему благословению было признано церковью делом богоугодным. Все восемь крестовых походов, по существу, были грандиозным, массовым паломничеством с различной степенью успеха предприятия.
В настоящее время основу религиозного туризма составляют паломничество и богомолье, имеющие огромнейшие масштабы своей деятельности. Например, массовое паломничество приверженцев ислама в Мекку или христиан к Гробу Господню в Иерусалим, посещение святых мест в религиозные и другие праздники.
Глава 1. Определение паломничества
Паломничество – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями.[1] Паломничество известно с древности, в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. Известно также светское и политическое паломничество, путешествия в около- или псевдопаломнической сфере – событийный туризм на религиозные праздники и церемонии, а также обычный туризм на культовые объекты с познавательными целями, более точно характеризуемый как культурно-религиозный. В настоящий момент паломники всех видов широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристические фирмы, организующие такие туры с обслуживанием и экскурсиями на местах. ............