Часть полного текста документа:ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ. 2.1. Организация исследования. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда происходит переход от единообразной системы образования к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи. Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет новые требования к качественному уровню управления. Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные, предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг деятельности. Повышение "качества образования" во многом зависит от того, насколько руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую деятельность. Ориентация на качественное образование побуждают руководителей принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения с участниками образовательного процесса. Задачи практической части дипломной работы были следующие: - провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33 города Тюмени; - выявить роль руководителя в повышении качества образовательного процесса; - разработать рекомендации руководителям ОУ. При исследовании были использованы следующие методы: - анкетирование; - анализ внутришкольных документов; - интервьюрование; - экспертная оценка. В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся - второго курса) и учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и 23 учащихся второго курса). 2.2. Планирование исследования. Первый блок характеристик описывает факторы эффективности образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует. №№ ПУ-18 ПУ-33 1 Изучение социального заказа 2 Доступная система приема 3 Большой прием учащихся 4 Методы обучения, соответствующие запросам обучаемых 5 Дополнительные образовательные услуги 6 Дифференцированная и индивидуализированная работа с учащимися 7 Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися 8 Четкая организационная структура 9 Творческая управленческая команда 10 Делегирование полномочий 11 Текучка кадров 12 Высокий уровень подготовки педагогов как предметников 13 Постоянное повышение квалификации педагогов 14 Стремление педагогов к творческой, инновационной деятельности 15 Обобщение и распространение передового педагогического опыта 16 Педагоги с большим стажем, квалификационным разрядом 17 Наличие собственных авторских методик 18 Разработка программ развития ОУ 19 Высокие результаты экзаменов 20 Осуществление мониторинга и оценки деятельности 21 Психолого-педагогическая диагностика учащихся 22 Благоприятный морально-психологический климат в коллективе 23 Престиж ОУ 24 Внедрение новых педагогических технологий То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования. К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся. ............ |