Часть полного текста документа:Иозиф Гайдн Пушкина В. Н. И. Гайдн родился в 1732 году в австрийской деревушке Рорау. Родители Иозифа были страстные любители музыки, хотя и не имели прямого отношение к искусству. Отец работал сельским каретником, а мать служила кухаркой в соседнем имении. Будучи очень религиозной женщиной, она мечтала видеть сына священником. По вечерам в доме раздовались музыка и пение. Отец играл на арфе, а маленький Иозиф подтягивал мелодию. Голос мальчика был необыкновенно красив, а пел он так искренне, что заслушивались все окружающие. Заметив одаренность сына, родители решили отдать его учиться музыке, надеясь, что это поможет стать Иозифу священником. В шесть лет мальчик покинул родной дом, и поселился в городе Гайнбурге у своего дальнего родственника Матиаса Франка. Последний был школьным учителем и музыкальным директором в соборе Св. Филиппа и Джеймса. Франк учил мальчика церковному пению, игре на скрипке и на клавире. Вместе с тем маленький Гайдн выполнял роль слуги в большой семье и часто получал подзатыльники вместо еды. Однажды к Франку заехал регент собора Св. Стефана в Вене, который подыскивал мальчиков с хорошими голосами для своего хора. Прослушав восьмилетнего Гайдна, регент пришел в изумление и забрал мальчика с собой в австрийскую столицу. Так Иозиф Гайдн стал певчим в главном венском соборе Св. Стефана. Достигнув юношеского возраста, голос Иозифа стал ломаться. Императрица, слушая соборный хор, заметила регенту, что Гайдн "кричит как петух". В семнадцать лет юноша не мог больше петь в детском хоре, и его выгнали на улицу. Оказавшись совершенно один, без средств и бес связей, Гайдн ведет жизнь уличного музыканта. Он мечтает стать композитором. Вечно голодный юноша с рвением изучает учебники композиторского мастерства. Ему необходимо было учиться, но он был слишком беден, чтобы платить за уроки. Гайдн нашел выход, поступив в аккомпаниаторы к итальянскому композитору Николо Порпора. Правда, Иозиф был больше слугой, чем аккомпаниатором знаменитого итальянца, но за это он изредка пользовался его советами по композиции. Невозможно описать все мытарства, которые прошел будущий композитор, но благодаря своим дипломатическим способностям Гайдн получает место капельмейстера у богатого венгерского князя Николая Эстергази. Князь прославился своей роскошью. Недаром современники дали ему прозвище "Великолепный". Он построил в своем поместье несколько театров - оперный, театр марионеток и концертный зал. Композитор был занят целыми днями. Просыпаясь ранним утром, Гайдн сочинял несколько часов по заказу князя симфонию, оперу, мессу или квартет. Днем он разучивал с музыкантами произведения, назначенные к исполнению, а к обеду композитор обязательно являлся к князю за новыми распоряжениями. Вечера посвящались спектаклям, балам или симфонической музыке. В таком постоянном труде прошли 30 лет жизни композитора. Эстергази гордился свом музыкантом, и сквозь пальцы смотрел на то, что Гайдн продавал свои сочинения издателям. Благодаря этому произведения ни куда не выезжавшего композитора были широко известны в Европе. Музыканты любили Гайдна и за его душевную доброту и заботу любовно называли его "папой". Однажды князь Николай Эстергази дольше обычного задержался в своем летнем поместье. ............ |