Часть полного текста документа:Информатизация образования и свобода учителя Борьба за свободу в самых разных ее проявлениях была и остается предметом активности для наиболее инициативной части человечества. До сих пор наиболее обеспокоенные стараются добиться свободы слова, свободы вероисповедания, свободы выбора чего-либо и т.д., и т.п. В данной борьбе сторона, которая добивается каких-либо свобод, как правило, ищет их не только для себя, но и для окружающих ее людей (в самых различных масштабах). К сожалению, во всем этом есть один существенный недостаток. Борцы всегда (или как правило) выступают за "свободу от ...": свободу от эксплуатации, свободу от налогового бремени, свободу от излишней ответственности. При этом почему-то основная масса освободившихся личностей забывает о том, что, достигая "свободы от...", необходимо обращаться к "свободе для...". То есть, добившись определенного рода свободы надо еще оказаться достойным обладателем, носителем данной свободы. Увы, но такое встречается не слишком часто. Самый яркий пример: свобода слова. Подавляющее большинство общественности понимает свободу слова как освобождение от цензуры и предоставление всем одинаковых прав в выражении своих мыслей. По предоставлению данной свободы сначала на арену выходят трибуны, "сеющие разумное, доброе, вечное", и им действительно народ говорит "сердечное спасибо". Но затем на ту же арену выходят люди, сеющие уже бессмысленное, агрессивное, сиюминутное. Таким образом, каждая с трудом полученная свобода несет в себе как светлую сторону, так и тень. Процесс преподавания какого-либо предмета в учебном заведении также можно в определенной мере назвать борьбой. Каждый активный учитель, преподаватель борется за максимальную эффективность методики преподавания учебного предмета. В этой борьбе постоянно оттачивается мастерство учителя, шлифуются нюансы подачи материала на каждом этапе курса, урока, фрагмента урока. Появление в последние годы в школе персональных компьютеров, казалось бы, должно было привести к революции в методах преподавания большинства школьных предметов и, что самое главное, дать учителю новую свободу для (!) творчества. С сожалением следует констатировать тот факт, что особенно кардинальных изменений в процессе обучения не произошло, и даже наиболее активная часть учительского сообщества не торопится использовать предоставленную им свободу действий. Попробуем разобраться в причинах сложившейся ситуации. Прежде всего, укажем причину, не зависящую от учителя. Она связана с проблемой обновления парка машин в школе. Поступающие в школу компьютеры очень быстро устаревают по отношению к программному обеспечению, которое с каждым годом требует от среды установки все больших и больших ресурсов как в размерах, что сказывается на объеме жесткого диска и оперативной памяти, так и в быстродействии. Поэтому пришедшие в школу в 1993-95-ом годах компьютеры 286-386 IBM PC-совместимые на данный момент практически можно признать непригодными для подготовки школьников в рамках существующей программы по информатике. Также достаточно сложно использовать данные машины и для демонстрации обучающих программных продуктов, созданных в последние годы (после 2000). ............ |