Часть полного текста документа:Иконописные географические чертежи Кусов В.С. Топограф А.Ф.Вельтман, выйдя в отставку после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в чине подполковника, направлялся из Петербурга в Москву. Остановившись ненадолго в Новгороде, он сделал удивительное открытие и первым ввел в научный оборот целый пласт новых памятников древнерусской культуры - иконописные географические чертежи или карты-иконы [Вельтман, 1834]. Александра Фомича поразило древнее изображение Новгорода, находившееся в иконостасе Знаменского собора под чудотворной иконой Знамения Богородицы: "Если бы Вы знали, как хитро влюбила меня глубокая древность в непостижимую красоту свою". Не эта ли встреча круто изменила вторую половину его жизненного пути, когда бывший военный становится литератором, археологом, а с 1854 г. директором Оружейной палата Московского Кремля? Памятник отечественной живописи и картографии из Знаменского собора Новгорода Вельтман описал очень кратко, подчеркнув, что он лишь "не прошел мимо сего изображения, желательно, чтоб кто-нибудь обратил на него строгое внимание и издал его вполне, этого мы ожидаем от ученых". Позже это древнее изображение Новгорода было названо "Знаменским", многие исследователи упоминали и воспроизводили его, но только один Вельтман, будучи профессиональным картографом, не забыл указать его размер - "19 дюймов в диаметре". Где сейчас находится эта икона, неизвестно. Издревле человек стремился к познанию окружающего пространства и отображению его на каких-либо материальных носителях. На скалах и глиняных пластинках, дереве и бумаге он наносил не только сведения о протяженности и взаимном расположении объектов, но и подчеркивал некое особое значение некоторых, отнюдь не материальное, обнаруживая тем самым свое собственное мировоззрение. Наиболее ярким примером такого миросозерцания и мироотражения являются памятники древнерусской живописи - иконы и миниатюры. Среди иконописных произведений, большая часть которых создана "по образу и подобию", по нерушимым каноническим правилам православной культуры, сохранилось заметное число удивительных изображений местных святых, сюжетов их житий, связанных с конкретными событиями на данной территории. Благодаря следующей публикации на аналогичную тему знаменитого искусствоведа-энциклопедиста В.В.Стасова для истории отечественной культуры сохранилось еще одно древнее иконописное изображение, на этот раз Пскова [Стасов, 1861]. Во время Великой Отечественной войны оба эти изображения, и Пскова, и Новгорода, погибли. Икону-карта Пскова более поздней даты, но близкая по композиции утраченному называют "Видением старца Дорофея", достаточно верно отображает геометрию местности, лишь нанесение практически на самый берег реки Великой Псково-Печорского монастыря (в нижнем левом углу) несколько нарушает постоянство масштаба иконописного изображения. Житийная нагрузка памятника посвящена действительному событию - героической обороне Пскова при его осаде войсками польского короля Стефана Батория в 1581 г. К счастью, заметное число такого рода произведений, которые можно назвать "картами-иконами", сохранилось и находится в распоряжении и храмов и музеев. Однако выявлено далеко не все и нет еще в нашем распоряжении их сводного каталога, типа каталога рукописей или старопечатных книг. Показательно сравнение: древнейший сохранившийся русский географический чертеж на бумаге (так на Руси называли до XVIII столетия географические карты) - "Чертеж земель по реке Солонице" датируется примерно 1530 годом (составлен иноком Троице-Сергиева монастыря), а соответственно, древнерусская икона-карта - "Видение пономаря Тарасия" 1505 годом. ............ |