Икона Божией Матери «Три радости»
Васильева А. В.
Предание
Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.
В сказании об иконе повествуется, что в начале XVIII века, как это часто практиковалось в петровское время, некий живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию иконы «Святое Семейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в свою церковь и поместил его над входом перед папертью.
Сорок лет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина искала отрады в молитве и просила Царицу Небесную быть Заступницей за невинных страдальцев. Как-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая дама долго ходила по московским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, на Троицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, она обнаружила долгожданный чудотворный образ. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила свое утешительное название «Трех Радостей».
Троицкий храм на Грязех, где до революции хранилась чудотворная икона, неоднократно перестраивался. В середине XIX века по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства ктитора церкви Е.В. Молчанова в 1861 году был возведен каменный храм, достоявший и до нашего времени. 10 декабря того же года святителем Филаретом, митрополитом Московским, был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом в честь этого святого образа.
Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».
Судьба образа Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре 1929 года неизвестна. В 1992 году здание храма было возвращено верующим, а при его открытии общине было прислано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. ............