Введение
Демократические изменения в России имели значительное влияние и на сферу образования. В связи с децентрализацией учебной системы возникшая необходимость в создании четкой государственной системы контроля.
Острой проблемой сегодня есть также признание национальных сертификатов, которые были бы соотносительными и отвечали мировым стандартам. Одной из причин осложнений в определении аналогов образовательных документов есть несовершенство системы контроля и оценивание в средних учебных заведениях России.
Контроль и оценивание остались субъективными, методы их реализации – устаревшими.
Итак, возникает необходимость внедрения системы контроля максимальной объективности и возможности измерения оценки с помощью качественных и количественных показателей. Внедрение современных методов контроля и оценки в практику обучения в российских учебных заведениях обеспечило бы соблюдение требований, которые выдвигаются к контролю, – объективность, надежность, целеустремленность, систематичность, и т.п., – и разрешило бы сделать обучения эффективным и приблизить его к мировым стандартам.
Несмотря на то, что в педагогике и методике проведено много исследований по проблеме оценки знаний, умений и привычек учеников, проблема оценивания в школе остается актуальной. Это обусловило общую направленность и актуальность нашего исследования.
Цель исследования – анализ, обобщение и осмысление опыта учителей и педагогов в оценивании учеников.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их.
Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним.
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьников.
1.1. Функции оценки.
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой.
Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся.
К сожалению, в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился.
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
степень сформированности учебной деятельности школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). ............