ГКП «Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга
им. Ш. Есенова»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ ЭТНОПЕДАГОГИКА
ТЕМА
Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей
Подготовила: студентка 5-го курса
Гр. ПиП-06-4 Гондарева Т.А
Проверила: проф. Аренова А.Х.
г. Актау 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Становление и развитие этнопедагогики
2. Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
3. Вклад К.Д. ушинского в русскую народную педагогику
4. Вклад А.С. Макаренко в этнопедагогику
5.Вклад В.А. Сухомлинского в становление этнопедагогики
6. Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности -- племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами.
Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика -- это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре [1].
Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.
Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика -- наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. ............