Часть полного текста документа:Ге Н.Н. Ге Николай Николаевич (1831- 1894) Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы. Ге был первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму. Родился в Воронеже в обрусевшей семье. Прадед был французским эмигрантом, приехавшим в Россию ещЕ во времена Французской революции. Учился на математическом факультете сначала Киевского, а затем Петербургского университета. В 1850 поступил в петербургскую Академию художеств. В 1856 получил Большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на поездку за границу. Посетив Германию, Швейцарию и Францию, он несколько лет провел сначала в Риме, а затем в Неаполе и во Флоренции (1857-1863). Ге являлся продолжателем традиций Иванова А., но уже в 1860-х его творчество отличалось новизной трактовки традиционной евангельской тематики, смелой постановкой философско-этических проблем. В Петербург Ге вернулся в 1863 г. с картиной "Тайная вечеря". Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что АХ пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной живописи. На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. Написал "Портрет А. И. Герцена" (1867). На 1-ой Выставке передвижников в 1871 была экспонирована его картина из русской истории "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Русская публика едва ли не впервые увидела изображение исторического события во всей правде характеров, ситуаций, в неоспоримой достоверности костюмов и обстановки. В столкновении отца и сына, Петра и Алексея, Ге увидел отражение основного исторического конфликта рубежа XVII и XVIII столетий - конфликта между прогрессивной силой, энергией петровских преобразований и рутиной старых, неподвижных и косных устоев жизни. Менее удачными оказались другие работы: "Екатерина II у гроба Елизаветы" (1874) и "Пушкин в селе Михайловском" (1875). Ге тяжело переживал свои неудачи. В 1876 г. он приобрел хутор в Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника. Некоторое время спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым и сделался приверженцем его учения, которое воспринял с присущим ему максимализмом. Живопись он забросил, лишь изредка писал портреты для заработка. На рубеже 1870-х и 1880-х гг. Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ - хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников - М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (обе 1872), Л. Н. Толстого (1884). Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. ............ |