КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Конституционное (государственное) право»
по теме: «Форма государственного устройства»
Оглавление
Введение
1. Основные принципы государственного устройства РФ
2. Правовое положение субъектов РФ
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Форма государственного устройства − это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
В зависимости от этого критерия различают унитарные государства и федерации.
Унитарное государство − простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными − Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными − Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Федерация − сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу.
Таким образом, без анализа формы государственного устройства невозможно определить особенности конституционного устройства государства. Исходя из вышеизложенного, тема формы государственного устройства России представляется актуальной.
1. Основные принципы государственного устройства РФ
Форма государственного устройства РФ закреплена в ст. 1 Конституции, которая гласит, что «Российская Федерация − Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 87 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 8 автономных округов.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. ............