Часть полного текста документа:Физули Могамед Г. Араслы Физули Могамед Сулейман Оглы (1500 (1502?)-1563) - великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского литературного языка и литературы. Ф. родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала. Образование получил в гор. Багдаде, где изучал медицину, древнегреческую и восточные философские системы. Всего написано великим поэтом 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках. Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Ф. - поэт-лирик преимущественно. Подавляющее большинство его поэтических произведений - газели, крупнейшее - поэма "Лейли и Меджнун". В своих газелях Физули отразил недовольство, переживания и чаяния широких народных масс, претерпевших разорение, гнет, нищету в результате междоусобных войн и борьбы между турецкими и персидскими феодалами за гегемонию на Ближнем Востоке. Поэт страстно негодовал против непрерывных грабительских опустошающих войн, проклиная их виновников - шахов и султанов ("Да прогорит пусть торжество господства"). В своих художественных произведениях Ф. резко бичевал религию. Все несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей, угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ. В произведении "Шикаятнаме" (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя, вскрывая и разоблачая его пороки, грабеж, взяточничество, подхалимство и разбрасывание народных средств, весь государственный механизм - от мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии включительно. Для поэзии Ф. характерны замечательные аллегорические высказывания, в которых поэт излагал свое отношение к окружающему миру. В произведении "Бенг ве баде" (Опиум и вино) поэт изображал борьбу восточных феодалов, враждовавших между собою из-за тщеславия. Произведение "Риндузахид" подвергает уничтожающей критике религию как таковую. Самое популярное, высокохудожественное произведение Ф. - поэма "Лейли и Меджнун". Тема ее заимствована из арабского фольклора; она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах феодальной формации до XVI в. (персидская, чагатайская, турецкая, азербайджанская и др.). Ф. своеобразно и мастерски использовал этот фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму, ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока. Ф. устами героя поэмы Меджнун ("Сумасшедший"), искателя правды и справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Ф., по сути - народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, - красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество Ф. имело и имеет большое влияние на развитие литератур народов Ближнего Востока. Список литературы I. Полное собр. соч., Константинополь, 1874-1879, 2 тт. II. Бертельс Е., Новая рукопись Куллиата Фузули, Л., 1930 (оттиск из "Изв. наук СССР, отд. гуманитарных наук") Его же, Арабские стихи Фузули, "Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Акад. ............ |