Часть полного текста документа:Физическая культура раннего христианства Доктор педагогических наук, мастер спорта Ю.Г. Коджаспиров, Московский авиационный институт, Москва Надо знать прошлое, чтобы понимать и настоящее, и вечное, непреходящее. В.И. Вернадский История физической культуры раннего христианства, любовно принявшего философию ненасилия, теснейшим образом переплелась с историческим развитием народов, прежде всего Европейского континента, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран. Возникнув около двух тысячелетий назад как небольшая иудейская секта, христианство постепенно превратилось в крупнейшую мировую религию. К настоящему времени оно представляет собой самое распространенное религиозное учение на нашей планете и общее количество его приверженцев, насчитывающее более миллиарда человек, проживает главным образом в Европе и Америке, хотя многие миллионы христиан можно встретить и на всех остальных континентах земного шара. В рамках темы нашего исследования следует обратить внимание на то обстоятельство, что христианство не монолитно - оно с отдаленнейших времен распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждовавших между собой и неоднозначно относившихся к вопросам физической культуры и важности телесного развития. Еще в I в. внутри первых христианских общин наблюдались различные идеологические течения и уклонения, боровшиеся между собой. Так, в "Откровении" Иоанна прямо называются еретики Николаиты, а во II-III вв. в христианстве происходила уже ожесточенная борьба между отдельными сектами и течениями, к числу которых относились гностики, маркиониты, монтанисты, манихеи и др. Гностики, например, утверждали, что человек способен познать разумом тайну божества и сущность мира, признавали значимость и целесообразность как духовного, так и физического развития человека, стремились к более полноценному и разностороннему воспитанию людей под идейным влиянием церкви. Основа учения гностиков, выросшего из позднеэллинистической идеалистической философии, заключалась в дуалистическом противопоставлении светлого, доброго Духа и темной, полной страданий материи. Согласно учению гностиков, добрый, великий Бог, Дух "Плерома" (в буквальном смысле "Полнота") не мог быть создателем такого дурного и несовершенного мира. Наш мир сотворен каким-то подчиненным, злым и ограниченным Богом. Значительная часть гностиков отождествляла его с еврейским Яхве. Между великим, благим Богом и низменным материальным миром не существует прямого непосредственного соприкосновения. Однако между ними есть божественный посредник Логос (слово, смысл, разум), способный спасти страдающее человечество, наставить его на путь истинный, сделать более сильным, гармонически развитым и привести в светлое царство великого, доброго Бога-Духа. Это учение гностиков о Логосе проявилось в раннем христианстве, воплотившись в образ Христа Спасителя. Особенно отчетливо это отражено в четвертом Евангелии ("от Иоанна"), довольно основательно пропитанном гностическим духом: "В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог ..." ( Быт., I: I). Противопоставляя злому еврейскому Богу Яхве доброго, великого Бога и Спасителя - Логоса, большинство гностиков стали решительно отвергать и всю еврейскую религию, а заодно и связанный с ней Ветхий завет. ............ |