Часть полного текста документа: Философское обоснование понятия культуры как объективной ментальной реальности Исходной посылкой настоящего исследования является представление о культуре как объективной, целостной ментальной реальности. По нашему мнению, подобного рода понимание культуры может служить достаточно эффективным средством конкретного историко-культурологического анализа. Культура рассматривается нами как развертывающаяся во времени ментальная пространственная конфигурация, которая образуется множеством элементарных теоретических объектов - тем. Методологическое обоснование целесообразности и эффективности подобного рода подхода при осуществлении конкретного историко-культурологического исследования будет проведено ниже. Однако, поскольку в современной культурологии преобладает субъективистски ориентированное понимание культуры, необходимо провести философское обоснование понятия культуры как объективного ментального образования. Прежде всего, следует отметить, что в рамках объективно идеалистической традиции в западной философии по существу разрабатывалось понимание культуры как системы объективного духа. "Мир идей" Платона представляет собой иерархически упорядоченное метафизически ментальное пространство, на вершине которого находится идея Блага. Пространство объективного духа Г.Гегеля структурируется системой категорий диалектической логики. В ХХ веке это течение философской мысли получило дальнейшее развитие в учении об общественном бытии С.Л.Франка, К.Юнга об архетипах коллективного бессознательного, К.Поппера о "третьем мире" и др. Анализ эволюции основных путей осмысления объективного духа как метафизики культуры в истории философии требует специального исследования. Нам достаточно ограничиться выявлением своеобразия природы культуры как объективного ментального пространства. Культура как антропогенный мир Какова природа культуры как объективного ценностно-мыслительного пространства? Ментальное пространство - это мир, созданный многими поколениями людей. Размышляя о "третьем мире" как системе объективного знания, К.Поппер пишет: "...третий мир есть естественный продукт человеческого общества, подобно тому как паутина является продуктом поведения паука". Социо-культурно непризнанное произведение (научный труд, литературное или философское произведение и т.п.) существует, употребляя терминологию К.Поппера, в двух мирах - физическом и индивидуально-психическом. Когда же произведение транслируется, включается в систему культуры, оно приобретает интерсубъективный характер, обрастает множеством смыслов независимо от воли её автора и, таким образом, становится не психической, а сверхиндивидуальной, принципиально многозначной духовной реальностью. В процессе коллективного творчества людей возникает "третий мир" - мир культуры. К.Поппер под "третьим миром" понимает объективное существование системы научного знания (научных проблем, теорий и рассуждений, аргументов), "знание без познающего субъекта", которое является составной частью мира культуры в целом и обладает той же природой. Духовная культура как предельно широкое понятие определяет все виды культуротворческой деятельности и их результаты. По мнению С.Л.Франка, духовная жизнь как интегральный момент коллективной человеческой жизни ".. ............ |