Реферат по философии
Философия В. Г. Белинского
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)- социальный мыслитель, литературный критик и публицист, деятельность которого имела огромное влияние на развитие русской мысли и споры, о котором не утихают и в наши дни.
Но какое имеет отношение его творчество к истории русской философии?
Талантливый критик - это человек, наделенный особым даром оценочной деятельности. Но сознательная объективная оценка чего бы то ни было, в том числе произведений литературы и искусства, не может не руководствоваться определенными критериями оценок. А выяснение сущности, истинности или ложности этих критериев - дело теории; теории эстетики, если речь идет об эстетических оценках, теории ценности (аксиологии), в случае общих оценок, оценочно-критической деятельности вообще.
В одной из ранних своих работ Белинский писал, что критика «есть движущаяся эстетика». Эта его ставшая крылатой формула в полной мере относится к самому критику. Его беспрестанно движущаяся критическая деятельность в качестве своего фундамента несомненно имела эстетическую теорию, притом не какую-то уже готовую, у кого-то заимствуемую теорию, но свою, формулируемую в самих критических статьях.
Другое дело, что эта эстетическая теория не оставалась неизменной. Однако развитие его теории зависело не только от тех теоретических концепций, которые он критически осмысливал, но и от развития самой литературы, появления таких художественных явлений, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, а также от состояния и развития самой действительности. В этом состояло важное отличие Белинского от его учителя Надеждина. Последний был теоретиком-критиком, прикладывавшим свою эстетическую концепцию к художественным произведениям, попадая подчас впросак, как это случилось с ним, например, при оценке «Евгения Онегина». Белинский же был критиком-теоретиком, у которого сама теория корректировалась предметом оценки, что и позволяло ему должным образом оценить творчество своих современников. Исключение, подтверждающее правило, - это отрицательная оценка критиком «Горе от ума» А. С. Грибоедова в статье 1840 г., в которой он пытался приложить сложившуюся у него в то время теоретическую конструкцию к грибоедовской комедии.
Итак, хотя Белинский не писал эстетических трактатов, за исключением статей «Идея искусства» и «Разделение поэзии на роды и виды», но включенность его в историю русской эстетики сомнения не вызывает. Эстетика же - философская дисциплина, она исходит из тех или иных общефилософских оснований. Эстетика Белинского -не исключение. Она с очевидностью обнаруживает свои глубинные философские корни. Да и сама критическая деятельность «неистового Виссариона» (так его называли и друзья, и противники) нередко выходила за рамки чисто литературной критики, ибо она становилась критически-оценочным отношением не только к литературно-художественным произведениям, но и к самим явлениям общественной жизни, ее проявлениям в науке, искусстве, нравственности, религии. Значит, и критерии такой широкой критической деятельности должны быть не просто эстетическими, а также социальными, этическими, познавательными, т. е. в своей совокупности философскими.
Каковы же философские воззрения Белинского? Ответить на этот вопрос очень непросто, потому что философия критика была «движущейся» философией. ............