Часть полного текста документа: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ. Выпускная квалификационная работа Оглавление Введение Глава 1. Этимологический аспект структуры слова 1.1 Этимология как наука 1.2 Этимологический анализ слова Глава 2. Этимологический анализ слов как методический прием при обучении орфографии 2.1 Этимологические справки к словарным словам школьных учебников по традиционной системе и системы Р.О 2.2 Система упражнений к работе со словарными словами 2.3 Экспериментальное доказательство эффективности этимологического анализа в повышении орфографической грамотности младших школьников Заключение Список литературы Приложение Введение. Данное исследование посвящено методике проведения этимологического анализа словарных слов как средству развития орфографической грамотности. Актуальность и постановка проблемы исследования. Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово "прозрачный" - от зреть, "вчера" - от вечер, вечерний и т.д. Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. "Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы" (Шерба Л.В.; 1957. с.56). В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, т.к. еще Я.А. Коменский приводил один из принципов успешного обучения: "Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала" (Коменский Я.А.; 1989. с.59), а этимологический анализ позволяет сузить круг слов для заучивания, во-вторых, известно, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний. Такое обучение не является интересным. Для того, чтобы обучение, в том числе русскому языку, было успешным, нужно учитывать при обучении особенности психологического развития детей младшего школьного возраста: мышления, воображения, памяти, внимания, особенности развития речи. Развитие речи начинается в первые годы жизни ребенка. Младший школьник может употреблять в речи от 3000 до 7000 слов. Этимологический анализ позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширять кругозор сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. ............ |