Часть полного текста документа: Комитет Здравоохранения г. Москвы РЕФЕРАТ " Этика общения с умирающим больным" руководитель: преподаватель психологии Аникина Л.Н. выполнила: студентка 312 группы: Лаврова Т. МОСКВА, 2000 г. список литературы : 1. А.П. Зильбер "Трактат об эвтаназии" , Петрозаводск, 1998 г. 2. И. Харди "Врач, сестра, больной. Психология работы с больными", Будапешт, 1988 г. 3. Ф. Арьес "Человек перед лицом смерти" Москва, "Прогресс", 1992 г. 4. Митрополит Антоний Сурожский "Жизнь, Болезнь, Смерть", Москва, Издательство Зачатьевский Монастырь, 1997 г. 5. Учебное пособие "Введение в биоэтику", Москва, "Прогресс-Традиция", 1998 г. Введение. I. Биоэтика - это новая и очень широкая область междисциплинарных научных исследований. Этот термин возник всего лишь около тридцати лет назад; во многом новыми для человечества являются и изучаемые биоэтикой проблемы. В самом деле, каждый из нас - кто реже, кто чаще - оказывается пациентом служб охраны здоровья, многие профессионально работают в этой сфере. Вступая в эти взаимоотношения, человек вверяет профессионалу - медику - самое ценное, чем он располагает - свое здоровье, достоинство, даже саму жизнь. Пациент при этом вправе рассчитывать на определенный уровень квалификации и мастерства профессионала. Но даже самый высокий профессионализм сам по себе не принесет пациенту блага, если не будет опираться на столь же высокие моральные качества специалиста - его понимание долга и ответственности, на чувство сострадания, на гуманистические убеждения. Моральные стороны взаимодействия между медиком и пациентом и есть главный объект изучения в биоэтике. Биоэтика исходит из того, что в основе отношений между медиком и пациентом лежат неотчуждаемые права человека и уважение достоинства каждого. Пациент, с которым сталкивается медик, может испытывать глубокие страдания, из-за которых он даже может потерять человеческий облик; он может быть законченным алкоголиком или наркоманом, закоренелым преступником, уственно неполноценным; он может быть тяжело изувеченным, быть без сознания или находиться на порге смерти; более того, медикам приходится иметь дело и с телом умершего, и с существом, которое только в перспективе обретет человеческую жизнь. Во всех этих, как и во многих других, не менее тяжелых, ситуациях, медику нельзя забывать того, что человек, в отличие от неодушевленного предмета или даже от очень высоко развитого животного, заслуживает особого отношения. Носителем человеческого достоинства является каждый, безотносительно к его социальному статусу, заслугам, финансовым или иным возможностям. Что касается прав человека, то здесь прежде всего следует сказать о праве каждого быть признанным личностью наравне с моральным обязательством (долгом) каждого признавать другого в качестве личности. Основополагающими принципами биомедицинской этики являются: - принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности; - принцип уважения моральной автономии личности; - принцип благодеяния; - принцип справедливости. ............ |