МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский педагогический колледж.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Методика преподавания начального курса математики»
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЗАДАЧИ И ЕЁ РЕШЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Приступлюк Ольга Николаевна
Рязань 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Методико-математическая характеристика основных понятий исследования
1.1 Понятие «задача» в начальном курсе математики
1.2 Различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач
Глава 2. Последовательность изучения понятия задачи и её решения в начальных классах
2.1 Подготовительный этап к введению понятия «задача»
2.2 Введение понятия «задача» и методические приёмы обучения решению простых задач
2.3 Понятие «составная задача» и различные подходы к изучению этого понятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В начальной школе задачи выполняют не только функцию самостоятельного объекта изучения, но и важного средства, с помощью которого младшие школьники осваивают математические понятия, такие, как: «задача», «условие», «вопрос», «требование», «известное», «данное», «неизвестное», «столько же», «больше (меньше) на а», «больше (меньше) в раз» и др.
Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, т.к. ребёнок с первых дней в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы учить этому других.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению текстовых задач.
Предмет исследования: цели и содержание этапов изучения понятий «задача», «решение задачи», «известное», «неизвестное» и др. в начальных классах.
Цели исследования:
Познавательная – исследовать цели и содержание этапов изучения понятия задачи и её решения в начальных классах.
Практическая – разработать фрагменты уроков по теме исследования.
Задачи:
1. изучить методико-математическую и учебную литературу по данной теме;
2. описать различные методические подходы обучения младших школьников решению текстовых задач;
3. отобрать учебно-методический материал для разработки фрагментов уроков по данной проблеме исследования;
Гипотеза: Если изучать понятие задачи и её решения последовательно, поэтапно, предлагая, соответствующие каждому этапу разнообразные методические приёмы, то учащиеся будут знать, что задача состоит из условия и вопроса, которые взаимосвязаны, что существуют простые и составные задачи, что в задаче есть известные (данные) величины и неизвестные и среди неизвестных есть искомое, что ответ на требование задачи получается в результате её решения и др. ............